Музыкальная память: отчего возникают проблемы

музыкальная память Музыкальная память, или способность запоминать музыкальный текст десятками страниц и воспроизводить его впоследствии на протяжении длительного времени, играя всё наизусть – это в основном главное, что неизменно вызывает удивление и восхищение непосвящённых.

Хотя эта задача и не является самой важной, но всё же иногда она вызывает затруднения у юных исполнителей. Самое неприятное то, что именно страх забыть текст на сцене является основной причиной эстрадного волнения.

Страх публичного позора – причина серьёзная. Однако всё не так уж и печально, если знать определённые закономерности и правила.

Во-первых, не существует специальной памяти, называемой «музыкальная». Музыкальная память подобна лифту, подвешенному на пяти тросах. Эти тросы - пять основных видов человеческой памяти. Вот они:

1. Память логическая.

Этот вид памяти помогает нам запоминать и удерживать в голове во время исполнения на сцене тип фактуры, технические формулы, структурные единицы музыкальной ткани (мотивы, фразы, предложения, периоды), смену тональностей, ключевых знаков.

Всё это – метки по пути следования, ориентиры в пространстве и времени. Но самая главная ниточка, которая ведёт нас по линии развития музыкальной фактуры – это, конечно, мелодия и гармонический план.

Естественно, что для всего этого музыкант должен хорошо ориентироваться в музыкально-теоретических предметах, таких, как музыкальная грамота, теория музыки, гармония, анализ форм.

К большому сожалению, уровень преподавания музыкальной грамоты в наших музыкальных школах абсолютно не соответствует даже установленным программным требованиям, хотя они (эти требования) достаточно элементарны.

Это первая причина возникновения проблем с запоминанием текста.

2. Память зрительная.

В пояснениях этот вид памяти не нуждается. Для того, чтобы он работал, необходимо, во-первых, чтобы от природы этот вид памяти присутствовал в достаточно развитом состоянии.

Во-вторых, наличие нотного текста во время работы над произведением является обязательным требованием. К сожалению, дети не любят смотреть в ноты. Часто, выучив произведение наизусть, они в дальнейшем всю работу за роялем проводят без нот.

Это не даёт возможности тексту как следует закрепиться на зрительной памяти. В результате этот вид памяти остаётся незадействованным.

Кроме того, в нотном тексте содержится масса интереснейшей информации, которая при таком подходе остаётся незамеченной. Качество исполнения от этого страдает.

3. Память слуховая.

Я очень люблю ставить такой эксперимент: каждого своего студента I курса, после того, как он выучит пьесу наизусть, я прошу сыграть мне одной рукой мелодию, основную тему произведения.

Задание это я даю всегда в медленной пьесе песенного характера. Ещё ни разу ни один из учащихся с этим заданием не справился! Двумя руками – пожалуйста, одной – ни за что.

О чём это говорит? О полном отсутствии участия ушей в процессе запоминания текста. Наши студенты зачастую даже по слуху подобрать мелодию не могут.

А ведь именно в музыкальной школе этот навык должен доводиться до блеска. Это отсутствие слухового контроля – ещё одна серьёзнейшая причина проблем с запоминанием текста.

4. Память двигательная (моторика).

Человеческий мозг не в состоянии проконтролировать мелкие длительности в быстрых темпах: пальцы бегают значительно быстрее, чем мозг в состоянии работать.

К счастью, с этой задачей прекрасно справляется наша моторика. Это самый надёжный и наиболее часто задействуемый вид памяти.

Особенность его заключается в том, что он не просто не нуждается в контроле, но именно попытки проконтролировать моторику головой обычно приводят к катастрофам на сцене – полному забыванию текста.

Зато если суметь полностью отключить голову, «не мешать» рукам, то они, скорее всего, справятся с задачей без проблем. Вот почему этот вид памяти так любят наши ученики. 90% выступлений держится исключительно на моторике.

5. Память тактильная.

Это память прикосновения к клавиатуре. Кончик пальца даже без наших усилий запоминает характер прикосновения и в плане динамической нюансировки, тембров, туше и в отношении штрихов.

К этому остаётся добавить, что для того, чтобы музыкант забыл на сцене текст, должны отказать все пять видов памяти, причём одновременно.

Своеобразный коллапс. Это почти невероятно, однако встречается довольно часто. И именно потому, что о пяти видах памяти речи и близко никогда не было.

Ученики используют обычно одну – двигательную. А отключить двигательную память очень просто: достаточно начать её контролировать. Для этого надо только задать себе вопрос: «А интересно, какая там следующая нота?». И всё. Провал обеспечен.

В общих чертах я обозначила основные причины забывания текста на сцене. Для того, чтобы этого не происходило, надо эти причины убрать. Конечно же, для этого существуют определённые приёмы и способы работы.

Но это уже выходит за рамки одной статьи. К тому же, я уверена, учителя музыкальных школ знакомы с этими методами работы. Надо просто к ним прислушаться.
Подпись
Жду ваших комментариев


Комментарии

Музыкальная память: отчего возникают проблемы — 6 комментариев

  1. У нас проблема и вопрос такой Решили начать понемногу учить ребёнка 5,4 года музыки…стал заниматься индивидуально,проблема в том,что они учат детские песенки типа сольфеджио Зайка…Дождик…по 3. 5..одинаковых нот….играть,петь,хлопать….проблема он не с большим трудом запоминает ноты..да и те,что выучил раньше тоже забывает….уже начались слезы …что нам делать..бросать занятия ?

    • Я думаю, что в столь прекрасном возрасте человек ещё очень мало расположен к постижению мира через интеллект. Природа сделала этот возраст более восприимчивым к работе с образно-эмоциональной сферой. А стало быть и познание должно идти именно через эти каналы.

      Выучить ноты — это успеется, главное — зародить любовь к музыке, слушанию её, различению характера, добиться эмоциональной реакции ребёнка, находить связь между звучанием музыки и зрительным или чувственным образом. Другими словами, песенки — да, слушание музыки — да, придумывание сюжетов на звучащую музыку, движение под музыку в соответствии с её характером. Может быть рисование образов, возникающих в воображении при звучании той или иной музыки, если ребёнок любит лепить из пластелина — лепка персонажей, которые характеризует звучащая музыка, чтение стихов, соответствующих возрасту и подходящих под звучащую музыку. Может, даже чтение сказки, где каждому эпизоду находится соответствующая по характеру музыка. и т.д.

      Путей можно навыдумывать много. Но для этого надо, чтобы взрослые этим позанимались специально. Короче, подойдёт всё, что будет развивать воображение, фантазию, эмоциональный отклик. Всё это будет помогать прививать любовь к звукам музыки. И наоборот, попытки напихать в голову ребёнка побольше знаний в виде сухой теории будет только вызывать отторжение и даже стойкую неприязнь как к подобным занятиям, так и к музыке в целом.

      Прекращать занятия ни в коем случае не надо, но надо обязательно пересмотреть саму методику подачи новых знаний. Насколько я поняла, у вас речь идёт о репетиторе, которого вы наняли за деньги. Попробую предположить причины такой ситуации. Любой преподаватель, если ему платят деньги, понимает, что за определённый период времени он должен предъявить работодателю какой-то конкретный РЕЗУЛЬТАТ. Иначе родители могут перестать понимать за что они платят деньги.

      В данном случае видимым результатом могут быть как раз выученные ноты и пьески. И наоборот, если заниматься с ребёнком так, как это нужно в данном возрасте — вы можете вообще не заметить каких-либо внешних изменений, тем более за короткое время. И тогда у вас возникнет вопрос: а чем они там вообще занимаются и для чего нам это баловство? Петь песенки и рисовать картинки он может и бесплатно. Думаю, именно этого и боится репетитор.

      Вам нужно просто поговорить с ним (с ней) откровенно и договориться об определённом плане работы. Поверьте, планомерно и целенаправленно работать с ребёнком над формированием его восприятия музыки через движение, слово, зрительные образы, стимулирование фантазии и творческого начала — работа очень тонкая и сложная. Наверное, вы сами тоже могли бы это сделать, но для этого придётся перечитать кучу литературы, чтобы понимать что конкретно лучше предложить ребёнку, какую именно музыку выбрать, каким формам его активности она будет лучше соответствовать — короче, скорее всего вы на это не найдёте времени.

      Если вы доверяете репетитору как специалисту, то просто объясните, что вас не интересует на данном этапе обучение игре на фортепиано. Этот возраст ещё не для освоения ремесла. Исключения, конечно, бывают, но они очень редки, да к тому же и совершенно не дают каких-либо конкурентных преимуществ в дальнейшем.

      Ваша цель сейчас — общее музыкальное развитие, подготовка к дальнейшему обучению ребёнка музыке, но не само обучение в узком смысле этого слова. Этот этап чрезвычайно важен и непременно скажется в дальнейшем, но, к сожалению, результаты такой работы дадут всходы далеко не сразу. Если вы сумеете честно и искренне поговорить с наставником вашего ребёнка, то, думаю, вместе вы сумеете найти правильную стратегию. Удачи вам!

  2. Татьяна, добрый вечер.Может Вы подскажите какие то уловки лучшего даром знания летных текстов.

    • Честно говоря, мне не очень понятен смысл вашего вопроса. Если предположить, что это касается уловок для лучшего запоминания нотного текста, то их существует немало. Однако, если совсем-совсем коротко выделить самые главные, то я бы отметила две: 1) ментальный анализ текста, его структуризация и 2) разбивание текста во время работы на как можно более мелкие фрагменты (иногда даже меньше такта, иногда каждой рукой отдельно в особо сложных местах). Более подробно я говорю о хитростях в статье: https://tatzilbert.ru/razvitie-pamyati/ а также в статье: https://tatzilbert.ru/notnyiy-tekst/
      К сожалению, практика работы с учениками показывает, что слова (какими бы правильными они ни были) часто не оказывают ожидаемого действия. Когда исчерпав эту возможность садишься рядом с учеником и просто реализуешь всё высказанное ранее ПРАКТИЧЕСКИ — всё становится на свои места. Если теория не поможет — обратитесь к специалисту в вашем городе, чтобы вам не рассказали, а именно показали, как это делается.

  3. Большое спасибо.Очень нужная и полезная работа для всех нас. Владимир Синкин, Ульяновск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *