Музыкальная память: отчего возникают проблемы

музыкальная память Музыкальная память, или способность запоминать музыкальный текст десятками страниц и воспроизводить его впоследствии на протяжении длительного времени, играя всё наизусть – это в основном главное, что неизменно вызывает удивление и восхищение непосвящённых.

Хотя эта задача и не является самой важной, но всё же иногда она вызывает затруднения у юных исполнителей. Самое неприятное то, что именно страх забыть текст на сцене является основной причиной эстрадного волнения.

Страх публичного позора – причина серьёзная. Однако всё не так уж и печально, если знать определённые закономерности и правила.

Во-первых, не существует специальной памяти, называемой «музыкальная». Музыкальная память подобна лифту, подвешенному на пяти тросах. Эти тросы - пять основных видов человеческой памяти. Вот они:

1. Память логическая.

Этот вид памяти помогает нам запоминать и удерживать в голове во время исполнения на сцене тип фактуры, технические формулы, структурные единицы музыкальной ткани (мотивы, фразы, предложения, периоды), смену тональностей, ключевых знаков.

Всё это – метки по пути следования, ориентиры в пространстве и времени. Но самая главная ниточка, которая ведёт нас по линии развития музыкальной фактуры – это, конечно, мелодия и гармонический план.

Естественно, что для всего этого музыкант должен хорошо ориентироваться в музыкально-теоретических предметах, таких, как музыкальная грамота, теория музыки, гармония, анализ форм.

К большому сожалению, уровень преподавания музыкальной грамоты в наших музыкальных школах абсолютно не соответствует даже установленным программным требованиям, хотя они (эти требования) достаточно элементарны.

Это первая причина возникновения проблем с запоминанием текста.

2. Память зрительная.

В пояснениях этот вид памяти не нуждается. Для того, чтобы он работал, необходимо, во-первых, чтобы от природы этот вид памяти присутствовал в достаточно развитом состоянии.

Во-вторых, наличие нотного текста во время работы над произведением является обязательным требованием. К сожалению, дети не любят смотреть в ноты. Часто, выучив произведение наизусть, они в дальнейшем всю работу за роялем проводят без нот.

Это не даёт возможности тексту как следует закрепиться на зрительной памяти. В результате этот вид памяти остаётся незадействованным.

Кроме того, в нотном тексте содержится масса интереснейшей информации, которая при таком подходе остаётся незамеченной. Качество исполнения от этого страдает.

3. Память слуховая.

Я очень люблю ставить такой эксперимент: каждого своего студента I курса, после того, как он выучит пьесу наизусть, я прошу сыграть мне одной рукой мелодию, основную тему произведения.

Задание это я даю всегда в медленной пьесе песенного характера. Ещё ни разу ни один из учащихся с этим заданием не справился! Двумя руками – пожалуйста, одной – ни за что.

О чём это говорит? О полном отсутствии участия ушей в процессе запоминания текста. Наши студенты зачастую даже по слуху подобрать мелодию не могут.

А ведь именно в музыкальной школе этот навык должен доводиться до блеска. Это отсутствие слухового контроля – ещё одна серьёзнейшая причина проблем с запоминанием текста.

4. Память двигательная (моторика).

Человеческий мозг не в состоянии проконтролировать мелкие длительности в быстрых темпах: пальцы бегают значительно быстрее, чем мозг в состоянии работать.

К счастью, с этой задачей прекрасно справляется наша моторика. Это самый надёжный и наиболее часто задействуемый вид памяти.

Особенность его заключается в том, что он не просто не нуждается в контроле, но именно попытки проконтролировать моторику головой обычно приводят к катастрофам на сцене – полному забыванию текста.

Зато если суметь полностью отключить голову, «не мешать» рукам, то они, скорее всего, справятся с задачей без проблем. Вот почему этот вид памяти так любят наши ученики. 90% выступлений держится исключительно на моторике.

5. Память тактильная.

Это память прикосновения к клавиатуре. Кончик пальца даже без наших усилий запоминает характер прикосновения и в плане динамической нюансировки, тембров, туше и в отношении штрихов.

К этому остаётся добавить, что для того, чтобы музыкант забыл на сцене текст, должны отказать все пять видов памяти, причём одновременно.

Своеобразный коллапс. Это почти невероятно, однако встречается довольно часто. И именно потому, что о пяти видах памяти речи и близко никогда не было.

Ученики используют обычно одну – двигательную. А отключить двигательную память очень просто: достаточно начать её контролировать. Для этого надо только задать себе вопрос: «А интересно, какая там следующая нота?». И всё. Провал обеспечен.

В общих чертах я обозначила основные причины забывания текста на сцене. Для того, чтобы этого не происходило, надо эти причины убрать. Конечно же, для этого существуют определённые приёмы и способы работы.

Но это уже выходит за рамки одной статьи. К тому же, я уверена, учителя музыкальных школ знакомы с этими методами работы. Надо просто к ним прислушаться.
Подпись
Жду ваших комментариев


Комментарии

Музыкальная память: отчего возникают проблемы — 4 комментария

  1. Татьяна, добрый вечер.Может Вы подскажите какие то уловки лучшего даром знания летных текстов.

    • Честно говоря, мне не очень понятен смысл вашего вопроса. Если предположить, что это касается уловок для лучшего запоминания нотного текста, то их существует немало. Однако, если совсем-совсем коротко выделить самые главные, то я бы отметила две: 1) ментальный анализ текста, его структуризация и 2) разбивание текста во время работы на как можно более мелкие фрагменты (иногда даже меньше такта, иногда каждой рукой отдельно в особо сложных местах). Более подробно я говорю о хитростях в статье: https://tatzilbert.ru/razvitie-pamyati/ а также в статье: https://tatzilbert.ru/notnyiy-tekst/
      К сожалению, практика работы с учениками показывает, что слова (какими бы правильными они ни были) часто не оказывают ожидаемого действия. Когда исчерпав эту возможность садишься рядом с учеником и просто реализуешь всё высказанное ранее ПРАКТИЧЕСКИ — всё становится на свои места. Если теория не поможет — обратитесь к специалисту в вашем городе, чтобы вам не рассказали, а именно показали, как это делается.

  2. Большое спасибо.Очень нужная и полезная работа для всех нас. Владимир Синкин, Ульяновск

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *