Развитие памяти при игре на рояле

развитие памятиРазвитие памяти и методы управления процессом запоминания текста – проблема актуальная. Попытаюсь дать несколько практических советов.

1. Поскольку главная причина забывания текста – механическая игра, то прежде всего надо от неё отказаться. А для этого необходимо сделать качественный анализ текста на предмет выявления в нём логических закономерностей.

Для начала сделать анализ гармонических последовательностей. Не отдельных гармоний, а именно последовательностей, поскольку они всегда имеют свою логику развития.

Достаточно эту логику понять – и текст укладывается в голове гораздо легче и быстрее. Облегчает запоминание наличие секвенций (достаточно запомнить её шаг), эпизодов с повторяющейся аппликатурой.

Смена тональности и ключевых знаков – тоже неплохая «зацепка» для памяти. Переход на новый тип фактуры, смена технической формулы – всё это хорошие ориентиры, «хлебные крошки» на пути следования.

2. Есть чёткое правило: Чем меньший фрагмент текста берётся в работу, тем быстрее происходит запоминание.

Не бойтесь измельчить фактуру даже на полутакты (иногда это просто необходимо), более того, в этих полутактах порой приходится сначала выучить линию каждого голоса наизусть отдельно.

Это помогает хорошо услышать все полифонические элементы фактуры, «включить» слуховую память в работу.

Следующий этап – соединение фактурных пластов (и тоже иногда не сразу: если голосов больше двух, то иногда целесообразно выучить сначала два, а уже потом добавлять третий).

Когда вся фактура фрагмента собрана вместе, проиграйте её, внимательно глядя в ноты, как будто впервые это видите, от 5 до 10 раз (кому сколько понадобится), пока возникнет ощущение, что текст уложился в памяти.

После этого можно попробовать сыграть этот фрагмент наизусть. Не получилось – ещё раз повторить всю последовательность.

Как бы вам ни казалось на первый взгляд, но такой способ запоминания – самый короткий, он даёт наиболее быстрые и, главное, стабильные результаты.

3. Нельзя работать «как Бог на душу положит». Всё должно чётко планироваться, в том числе и время, которое вы отвели для запоминания текста наизусть.

Всё количество страниц (или строчек) делится на количество дней, отведённых для запоминания и таким образом получаем дневную норму. Её выполнение обязательно для каждого дня.

4. Есть, правда, при этом маленькие «хитрости». Например, можно учить не всё подряд. Если ваша норма, к примеру, 5 строчек в день, то вы можете выучить 2 из одного произведения, 2 из другого, а 1 из третьего.

Более того, в одном и том же произведении можно выучить одну строчку на первой странице, а другую на последней. Всё определяется вашим настроением.

Лично я прежде всего учу более простые эпизоды: во-первых, успех прибавляет уверенность, а во-вторых, есть время ещё поучить более сложные эпизоды по нотам, «выграть» их в пальцы – и через 1-2 дня их запоминание уже не будет казаться проблемой.

5. Отдельно стоит сказать о таком способе, как «опорные точки». Этот метод стимулирует развитие памяти и не только абсолютно необходим в полифонии, но прекрасно подходит и для всего остального.

В нотах находятся моменты, с которых несложно начинать «как с начала». Эти моменты отмечаются в тексте цифрами и обводятся кружочками. Лучше, если красным цветом, чтоб бросалось в глаза и быстрее запоминалось.

Затем надо научиться начинать игру с этих точек с такой же непринуждённой лёгкостью, как мы это делаем в самом первом такте произведения. Нужно какое-то время потренироваться, давая себе задание начинать с разных точек вразброс.

Такой заготовке поистине нет цены. С её помощью снимается эстрадное волнение. В самом деле, разве есть смысл волноваться за то, чтобы не сбиться, если вы твёрдо знаете, что в любой ситуации у вас есть спасательный круг: надо просто «прыгнуть» на следующую (не на предыдущую!) опорную точку.

При хорошем освоении этого приёма «прыжки» происходят на автомате без остановки в звучании, то есть слушатели не догадываются о том, что у вас что-то произошло.

Для примера посмотрите (кликнув картинку для увеличения), как можно обозначить опорные точки в двухголосной инвенции Баха №8 Фа-мажор (это всего лишь вариант, вы можете придумать свой):

опорные точки

6. Иногда, начиная с утра занятия, вы обнаруживаете, что не можете воспроизвести текст, который вчера как будто выучили наизусть.

Никакой паники! Это абсолютно нормально. Так устроена наша память. Спокойно начинайте учить заново, как будто вчера ничего не было сделано.

Через 1-2 проигрывания вы почувствуете, что уже знаете этот эпизод. Возможно, для твёрдого запоминания понадобится повторять процесс на протяжении нескольких дней.

Это не должно мешать выполнять дневную норму по плану, параллельно доучивая предыдущие эпизоды.

7. Возможно, надо ещё напомнить, что аппликатура не может быть нестабильной в процессе запоминания текста наизусть. Это важное условие, иначе процесс запоминания может растянуться на долгие месяцы, вместо одной-двух недель.

Честно говоря, я только вошла во вкус и могла бы ещё много сказать на эту тему, но пожалуй для начала достаточно, и без того статья оказалась слишком длинной.
Подпись
Жду ваших комментариев


Комментарии

Развитие памяти при игре на рояле — 4 комментария

  1. Здравствуйте, вставляю цитату из Вашего текста: «Честно говоря, я только вошла во вкус и могла бы ещё много сказать на эту тему».
    Скажите, пожалуйста, а где-то можно почитать остальные Ваши мысли и советы по теме способов разучивания нотного текста, не вошедшие, основываясь на цитате, в данный текст?

    • Добрый день, Анна! К сожалению, кроме этого ресурса у меня есть ещё только 2 печатные работы, причём не на эту тему. Одна из них касается проблемы мотивации обучения музыке, а другая разбирает пианистические пробелы в подготовке абитуриентов училища. Так что отсылать вас к этим источникам смысла нет. Если вы хотите продолжить разговор на тему данной статьи — мы могли бы это сделать через Скайп (дёшево и сердито!). Добавляйтесь в друзья — выберем удобное для всех время и побеседуем. Мой логин в скайпе: massad-forcer имя — Татьяна Сибирякова г.Винница

  2. Спасибо за статьи, буду пробовать применять в деле! Сам учусь играть на гитаре, и как раз встала проблема запоминания мелодий по нотам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *