Как лучше запоминать нотный текст для фортепиано?

нотный текстНотный текст для фортепиано изначально достаточно сложен даже в гомофонно-гармонической фактуре, не говоря уже о полифонии. Именно поэтому процесс его запоминания часто вызывает проблемы у учащихся практически всех звеньев музыкально-образовательной системы. К сожалению, часто ученики ДМШ решают этот вопрос самым примитивным образом: «елозят» произведение от начала до конца, пока оно само по себе не «въедет» в пальцы.

И действительно, путь этот представляется поначалу наиболее эффективным. Действительно, в младших классах порой для способного ребёнка достаточно 1-2 раза сыграть коротенькое произведение – и оно уже само каким-то чудесным образом запомнилось наизусть.

И это замечательно, потому что после этого уже можно не смотреть в ноты и не задумываться о том, что означают эти противные закорючки, не выискивать их соответствие на клавиатуре.

Некоторые «хитрецы» специально просят педагога ещё и ещё раз сыграть новое произведение, чтобы запомнить его «с рук», не прочитывая нотный текст! И эта болезнь у малышей – самая серьёзная, поскольку делает их в дальнейшем как пианистов нежизнеспособными. Можно сыграть с рук «Ладушки», но не Рапсодию Листа!

Тексты с каждым годом усложняются, их уже невозможно запомнить не только при помощи копирования движений, но даже способом механического запоминания – слишком долго приходится ждать, пока руки сами всё запомнят. А ведь кроме текста есть ещё много других задач, на решение которых просто не остаётся времени!

В последние годы дело дошло уже до того, что к нам в училище приходят дети, плохо читающие ноты! Они и здесь пытаются всё делать старым дедовским методом.

Разве нет рациональных методик запоминания текста? Есть, но одновременно есть очень интересная проблема, с которой я постоянно сталкиваюсь: подростки не хотят осваивать новое, им это кажется сложнее, чем мучиться с непослушной фактурой, которая упорно не лезет в голову! Парадокс, но – факт.

Где же выход? Помимо работы с этой боязнью новизны у студентов училища, думаю, неплохо было бы изначально прививать детям эти самые грамотные методы работы с текстом, тогда и переделывать ничего не придётся.

Во-первых, процесс выучивания нот – занятие неинтересное, не творческое, а достаточно нудное. Именно поэтому этот процесс надо как можно сильнее сократить во времени (чтобы ребёнку не наскучило). Все неприятные моменты обучения лучше «пробегать» быстрее, но этот – в особенности, в виду его особой тошнотворности.

Можно придумать массу игр для этой цели, можно заставить, можно подключить родителей – что угодно, но выучить как можно раньше и как можно быстрее.

Во-вторых, непременно читать ноты (чем больше – тем лучше) на протяжении всего периода обучения. Сделать читку с листа обязательным ежедневным занятием. Это чрезвычайно важно! Кстати, это уже работа интересная и творческая, здесь можно узнавать много новой музыкальной литературы, знакомиться с ней, расширять свой кругозор и репертуар. Лучше всего делать это в 4 руки.

В-третьих (уже о самих способах запоминания), процесс разбора и запоминания текста относится к черновой работе. А черновая работа должна занимать в идеале не более 10% времени, отведённого на освоение произведения.

То есть, в наших условиях, не 2 месяца, а всего неделю! Ну ладно, с этим они не справятся, но хотя бы 2-3 недели, никак не больше. Чтоб основное время посвятить творческой работе, а не такой, которая вызывает тошноту.

Вспомним, что в запоминании текста участвуют (должны участвовать) пять (!) видов памяти. Но при этом есть один секрет: Если в первую очередь текст запомнила наша двигательная память – всё! Все остальные виды памяти будут отдыхать мёртво. Заставить их работать уже практически невозможно. Действительно, зачем, если руки уже и так играют! Наш организм всегда естественно противится работе, а лишней работе – в особенности.

Поэтому: самое правильное (то, что я многократно проверила и своей личной практикой, и практикой своих хороших учеников) – не делать разбор текста вообще. У нас нет такой формы работы. Либо читка с листа (ознакомление), либо запоминание текста наизусть.

Когда мы пытаемся запомнить наизусть совершенно новый текст, где в пальцах ещё не успели образоваться двигательные стереотипы, то у нашего ленивого мозга просто нет другого способа решить эту задачу, кроме как подключить все остальные виды памяти: логическую, слуховую, зрительную и тактильную. Это же элементарно: уловка, которая сама собой напрашивается!

В результате процесс запоминания многократно ускоряется, и, главное, текст держится в голове намного прочнее и дольше, при этом времени на всё это уходит в разы меньше.

Кроме того, при таком способе запоминания уже не получится учить большими кусками. Приходится дробить фактуру на очень маленькие эпизоды, зачастую не больше такта, а иногда и гораздо меньше, что также положительно влияет на результат.

Я знаю, что такой способ заучивания текста (наизусть, минуя разбор) вызывает неоднозначную реакцию у моих коллег. Некоторые даже иронизируют по этому поводу. Я же, ничего не доказывая и не навязывая, советую просто попробовать. Практика – всегда самый лучший арбитр.

Подпись
Жду ваших комментариев


Комментарии

Как лучше запоминать нотный текст для фортепиано? — 7 комментариев

  1. Я только начинаю осваивать фортепиано, и мне многое непонятно. Что значит «разучивать текст» без проигрывания пальцами? Просто учить последовательность нот? В статье по вашей же ссылке http://tatzilbert.ru/razvitie-pamyati/ вы советуете учить, ПРОИГРЫВАЯ текст. «Когда вся фактура фрагмента собрана вместе, проиграйте её, внимательно глядя в ноты, как будто впервые это видите, от 5 до 10 раз (кому сколько понадобится), пока возникнет ощущение, что текст уложился в памяти.»
    В целом написано слишком сжато, а потому академично, многие понятия сгруппированы для меня непонятным образом. Что такое «Фактуры» и «фактурные пласты»? Звучит помезно, но смысла не добавляет. Уж извините. Может я просто не привык к специфике музыкальных книг.

    • Добрый вечер, Владимир! Спасибо за комментарий. Рекомендованный размер статьи на блоге не должен превышать 3-4 тысячи знаков, это оптимально для продвижения ресурса. Я стараюсь придерживаться рекомендаций. Что касается языка, действительно, каждый вид деятельности человека имеет свою терминологию, так проще коротко выражать определённые понятия. Честно говоря, я не очень понимаю ваш вопрос. Разучивание текста без проигрывания возможно, но не припоминаю, чтобы я такое советовала на своём блоге. Этот вид работы — не для учащихся ДМШ. Думаю, во избежание недоразумений и с целью экономии времени вы можете связаться со мной по скайпу. Я постараюсь ответить на ваши вопросы. Skype: massad-forcer Татьяна Сибирякова

  2. Татьяна, здравствуйте. В данной статье вы рекомендуете чтение с листа с немедленным заучиванием наизусть и противопоставляете эту методику «разбору». Подскажите, пожалуйста, что именно понимается под «разбором» произведения? Продолжительная игра по нотам, разучивание отдельно левой и правой руки или что-то другое?

    Я замечал за собой, что чем сложнее и динамичнее произведение, тем легче оно поддаётся, если я сразу заучиваю текст, т.к. попросту не могу играть без запинок большое количество нот, глядя в книгу. Поэтому я заучиваю такт за тактом, и соединяю их уже глядя не в ноты, а на клавиатуру.

    Но меня постоянно беспокоит вопрос — не уничтожаю ли я при этом навыки чтения с листа? Мне кажется, что я их как минимум не развиваю, т.к. по факту время, которое я провожу за игрой глядя в ноты, сводится к минимуму. Мне бы очень хотелось услышать развитие этой темы — как часто смотреть в ноты после заучивания? Тренируются ли навыки чтения с листа, если я смотрю в ноты, играя уже заученные такты?

  3. И еще хочу добавить.Проблема не только в выучивании произведения, но и в умении его вспомнить на сцене.

  4. Совершенно согласен! Текст надо учить сразу. И еще, надо подключать фотографическую память.Это очень важно. И потом, при проигрывании уже выученного произведения, каждый раз волевым усилием включать мозги и представлять «перед собою» нотный текст. Вплоть до мельчайших подробностей: лиги, указания пиано, форте, акценты, длительности нот, знаки альтерации и т.д.. То есть, всячески препятствовать механической памяти.

  5. В чем способ?!!! Как выучить наизусть текст? Абра -швабра кадабра,трах-тиби дох,тибидох! Всё,уже выучил! Можно играть?

    • Спасибо за комментарий. Вы абсолютно правы, статья не даёт ответ на поставленный вопрос. Её следовало бы озаглавить так: «Когда лучше запоминать нотный текст?» Ответ будет: «Одновременно с разбором». Что же касается методологии запоминания нотного текста, то мне кажется, я довольно подробно разобрала этот вопрос в статье http://tatzilbert.ru/razvitie-pamyati/ («Развитие памяти при игре на рояле»). Если же вас интересует специфика музыкальной памяти, то об этом можно прочитать здесь: http://tatzilbert.ru/muzyikalnaya-pamyat/ («Музыкальная память»). Извините за доставленное неудобство.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *