Как лучше запоминать нотный текст для фортепиано?

нотный текстНотный текст для фортепиано изначально достаточно сложен даже в гомофонно-гармонической фактуре, не говоря уже о полифонии. Именно поэтому процесс его запоминания часто вызывает проблемы у учащихся практически всех звеньев музыкально-образовательной системы. К сожалению, часто ученики ДМШ решают этот вопрос самым примитивным образом: «елозят» произведение от начала до конца, пока оно само по себе не «въедет» в пальцы.

И действительно, путь этот представляется поначалу наиболее эффективным. Действительно, в младших классах порой для способного ребёнка достаточно 1-2 раза сыграть коротенькое произведение – и оно уже само каким-то чудесным образом запомнилось наизусть.

И это замечательно, потому что после этого уже можно не смотреть в ноты и не задумываться о том, что означают эти противные закорючки, не выискивать их соответствие на клавиатуре.

Некоторые «хитрецы» специально просят педагога ещё и ещё раз сыграть новое произведение, чтобы запомнить его «с рук», не прочитывая нотный текст! И эта болезнь у малышей – самая серьёзная, поскольку делает их в дальнейшем как пианистов нежизнеспособными. Можно сыграть с рук «Ладушки», но не Рапсодию Листа!

Тексты с каждым годом усложняются, их уже невозможно запомнить не только при помощи копирования движений, но даже способом механического запоминания – слишком долго приходится ждать, пока руки сами всё запомнят. А ведь кроме текста есть ещё много других задач, на решение которых просто не остаётся времени!

В последние годы дело дошло уже до того, что к нам в училище приходят дети, плохо читающие ноты! Они и здесь пытаются всё делать старым дедовским методом.

Разве нет рациональных методик запоминания текста? Есть, но одновременно есть очень интересная проблема, с которой я постоянно сталкиваюсь: подростки не хотят осваивать новое, им это кажется сложнее, чем мучиться с непослушной фактурой, которая упорно не лезет в голову! Парадокс, но – факт.

Где же выход? Помимо работы с этой боязнью новизны у студентов училища, думаю, неплохо было бы изначально прививать детям эти самые грамотные методы работы с текстом, тогда и переделывать ничего не придётся.

Во-первых, процесс выучивания нот – занятие неинтересное, не творческое, а достаточно нудное. Именно поэтому этот процесс надо как можно сильнее сократить во времени (чтобы ребёнку не наскучило). Все неприятные моменты обучения лучше «пробегать» быстрее, но этот – в особенности, в виду его особой тошнотворности.

Можно придумать массу игр для этой цели, можно заставить, можно подключить родителей – что угодно, но выучить как можно раньше и как можно быстрее.

Во-вторых, непременно читать ноты (чем больше – тем лучше) на протяжении всего периода обучения. Сделать читку с листа обязательным ежедневным занятием. Это чрезвычайно важно! Кстати, это уже работа интересная и творческая, здесь можно узнавать много новой музыкальной литературы, знакомиться с ней, расширять свой кругозор и репертуар. Лучше всего делать это в 4 руки.

В-третьих (уже о самих способах запоминания), процесс разбора и запоминания текста относится к черновой работе. А черновая работа должна занимать в идеале не более 10% времени, отведённого на освоение произведения.

То есть, в наших условиях, не 2 месяца, а всего неделю! Ну ладно, с этим они не справятся, но хотя бы 2-3 недели, никак не больше. Чтоб основное время посвятить творческой работе, а не такой, которая вызывает тошноту.

Вспомним, что в запоминании текста участвуют (должны участвовать) пять (!) видов памяти. Но при этом есть один секрет: Если в первую очередь текст запомнила наша двигательная память – всё! Все остальные виды памяти будут отдыхать мёртво. Заставить их работать уже практически невозможно. Действительно, зачем, если руки уже и так играют! Наш организм всегда естественно противится работе, а лишней работе – в особенности.

Поэтому: самое правильное (то, что я многократно проверила и своей личной практикой, и практикой своих хороших учеников) – не делать разбор текста вообще. У нас нет такой формы работы. Либо читка с листа (ознакомление), либо запоминание текста наизусть.

Когда мы пытаемся запомнить наизусть совершенно новый текст, где в пальцах ещё не успели образоваться двигательные стереотипы, то у нашего ленивого мозга просто нет другого способа решить эту задачу, кроме как подключить все остальные виды памяти: логическую, слуховую, зрительную и тактильную. Это же элементарно: уловка, которая сама собой напрашивается!

В результате процесс запоминания многократно ускоряется, и, главное, текст держится в голове намного прочнее и дольше, при этом времени на всё это уходит в разы меньше.

Кроме того, при таком способе запоминания уже не получится учить большими кусками. Приходится дробить фактуру на очень маленькие эпизоды, зачастую не больше такта, а иногда и гораздо меньше, что также положительно влияет на результат.

Я знаю, что такой способ заучивания текста (наизусть, минуя разбор) вызывает неоднозначную реакцию у моих коллег. Некоторые даже иронизируют по этому поводу. Я же, ничего не доказывая и не навязывая, советую просто попробовать. Практика – всегда самый лучший арбитр.

Подпись
Жду ваших комментариев


Комментарии

Как лучше запоминать нотный текст для фортепиано? — 14 комментариев

  1. Спасибо за эту статью.
    С дочерью взяли Пьесу-фантазию Рахманинова. Из юношеских сочинений. И она впервые ощутила, что не может вот просто так, по-быстрому, запомнить произведение. Она быстро выучивала все, от сонат Скарлатти до трёхголосной полифонии. У неё восточном мышечное запоминание +слух. Но тут она столкнулась с тем, что с произведением Рахманинова не работает ни мышечное ни слух. Надо именно заучивать текст. Тяжело идёт. Начали дробить даже не на такты, а на 1/3 и 1/2 такта, на лиги.

    • Да, именно заучивать текст, причём головой. Музыкальная память — понятие синтетическое, и одна из важнейших составляющих — это логическая память. Раз вы работаете над данным произведением, то это означает, что ваша девочка ещё в начале пути. Возможно 5 или 6 класс, да? Чем дальше она продвинется на пути своего музыкального развития, тем более сложные по фактуре и объёмные по количеству страниц будут произведения. Без развитой логической памяти она не сможет с этим справляться. Но хорошая новость заключается в том, что этот навык развивается быстро. Я имею в виду навык логического анализа фактуры и «укладывание» её в смысловые блоки. Вы очень правильно поступаете, дробя фактуру на мелкие фрагменты (чем они мельче, тем быстрее идёт процесс), но очень важно находить систему между этими фрагментами, отличительные признаки, по которым текст легче и быстрее будет откладываться в голове. Многие вещи и приёмы легко подсказать при работе в классе, но это сложно сделать дистанционно. Посоветуйтесь со своим преподавателем. И не расстраивайтесь, Рахманиновский текст всегда сложно влезает в голову, он имеет богатую, многослойную фактуру и часто много подголосков. Зато играть потом очень приятно и интересно, так что усилия окупаются.

  2. Нашел эту статью сегодня. Разучивал на днях произведение и никак не могу нормально это сделать. И тут вспомнил, что пианист Мацуев однажды сказал , когда он летит например на концерт в какой то город, он разучивает произведение запоминая ноты… Потом как бы приезжает, видимо немного проигрывает запомнившееся произведение и все, готов выступать… Я начал искать эту методику, и попал на этот сайт… Так что тема реально интересная, надо бы вникнуть….

    • Да, это правда, тема интересная. Чувствую, что наверное придётся прервать многолетнее молчание и дополнить сайт ещё одной статьёй, по крайней мере на эту тему. Как вы понимаете, комментировать это двумя предложениями не получится.

  3. Спасибо за статью!
    Я препод.спец.ф-но работаю в ДШИ,стала больше склонна к той мысли,что на так называемый разбор текста без запоминания на память-это пустая трата времени…
    Конечно,инвенцию сразу не запомнить,но попеть по голосам наизусть(хотя бы по фразам),это шаг вперед,чем просто играть ее по тексту.А Вы как думаете?Семья моя сост.из музыкантов-профессионалов:мама-препод.спец.ф-но в колледже,отец-академвокалист.Поэтому еще детские годы мои были ,так сказать по 15часов в музыке.Мы жили в общежитии музыкального училища на 4 этаже(для педагогов)а на 1-2-3этажах были аудитории для занятий.
    Для меня не трудно запом нить полифонию,а когда я задаю ее моим ученикам,то вижу КАК это им сложно!!!!мне их жалко.Ученица 5 класса запоминала текст Легкого концерта Роулли 4месяца!У меня возникает ощущения,что дети стали с каким то другим мозгом…А вы как думаете?

  4. Здравствуйте!Спасибо за статью,очень много полезного для себя отметила!
    Ребенок сейчас заканчивает 1 класс фано,училась ещё год в подготовительном.В начале проблем не возникало никаких,справлялась с легкими,коротенькими пьесами.Но когда началась программа 1 класса,начали слышать от педагога всё чаше,что нет музыкальности,ритма,не чувствует музыку.Ребенок старательны,дома занимается каждый день,но на уроке все не так и не этак.Сейчас нахожусь в сметение,как помочь ребёнку правильно работать с текстом,соблюдать все ключевые знаки и правильно извлекать звук?Боюсь,что ребёнок перестанет любить ходить на занятия и музыку в целом!А заставлять я не в праве.Хочу чтобы дети занимались любимым делом и получали удовольствие от своей работы!

  5. Я только начинаю осваивать фортепиано, и мне многое непонятно. Что значит «разучивать текст» без проигрывания пальцами? Просто учить последовательность нот? В статье по вашей же ссылке http://tatzilbert.ru/razvitie-pamyati/ вы советуете учить, ПРОИГРЫВАЯ текст. «Когда вся фактура фрагмента собрана вместе, проиграйте её, внимательно глядя в ноты, как будто впервые это видите, от 5 до 10 раз (кому сколько понадобится), пока возникнет ощущение, что текст уложился в памяти.»
    В целом написано слишком сжато, а потому академично, многие понятия сгруппированы для меня непонятным образом. Что такое «Фактуры» и «фактурные пласты»? Звучит помезно, но смысла не добавляет. Уж извините. Может я просто не привык к специфике музыкальных книг.

    • Добрый вечер, Владимир! Спасибо за комментарий. Рекомендованный размер статьи на блоге не должен превышать 3-4 тысячи знаков, это оптимально для продвижения ресурса. Я стараюсь придерживаться рекомендаций. Что касается языка, действительно, каждый вид деятельности человека имеет свою терминологию, так проще коротко выражать определённые понятия. Честно говоря, я не очень понимаю ваш вопрос. Разучивание текста без проигрывания возможно, но не припоминаю, чтобы я такое советовала на своём блоге. Этот вид работы — не для учащихся ДМШ. Думаю, во избежание недоразумений и с целью экономии времени вы можете связаться со мной по скайпу. Я постараюсь ответить на ваши вопросы. Skype: massad-forcer Татьяна Сибирякова

  6. Татьяна, здравствуйте. В данной статье вы рекомендуете чтение с листа с немедленным заучиванием наизусть и противопоставляете эту методику «разбору». Подскажите, пожалуйста, что именно понимается под «разбором» произведения? Продолжительная игра по нотам, разучивание отдельно левой и правой руки или что-то другое?

    Я замечал за собой, что чем сложнее и динамичнее произведение, тем легче оно поддаётся, если я сразу заучиваю текст, т.к. попросту не могу играть без запинок большое количество нот, глядя в книгу. Поэтому я заучиваю такт за тактом, и соединяю их уже глядя не в ноты, а на клавиатуру.

    Но меня постоянно беспокоит вопрос — не уничтожаю ли я при этом навыки чтения с листа? Мне кажется, что я их как минимум не развиваю, т.к. по факту время, которое я провожу за игрой глядя в ноты, сводится к минимуму. Мне бы очень хотелось услышать развитие этой темы — как часто смотреть в ноты после заучивания? Тренируются ли навыки чтения с листа, если я смотрю в ноты, играя уже заученные такты?

  7. И еще хочу добавить.Проблема не только в выучивании произведения, но и в умении его вспомнить на сцене.

  8. Совершенно согласен! Текст надо учить сразу. И еще, надо подключать фотографическую память.Это очень важно. И потом, при проигрывании уже выученного произведения, каждый раз волевым усилием включать мозги и представлять «перед собою» нотный текст. Вплоть до мельчайших подробностей: лиги, указания пиано, форте, акценты, длительности нот, знаки альтерации и т.д.. То есть, всячески препятствовать механической памяти.

  9. В чем способ?!!! Как выучить наизусть текст? Абра -швабра кадабра,трах-тиби дох,тибидох! Всё,уже выучил! Можно играть?

    • Спасибо за комментарий. Вы абсолютно правы, статья не даёт ответ на поставленный вопрос. Её следовало бы озаглавить так: «Когда лучше запоминать нотный текст?» Ответ будет: «Одновременно с разбором». Что же касается методологии запоминания нотного текста, то мне кажется, я довольно подробно разобрала этот вопрос в статье http://tatzilbert.ru/razvitie-pamyati/ («Развитие памяти при игре на рояле»). Если же вас интересует специфика музыкальной памяти, то об этом можно прочитать здесь: http://tatzilbert.ru/muzyikalnaya-pamyat/ («Музыкальная память»). Извините за доставленное неудобство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *