Михаил Плетнёв: интеллект плюс интуиция

Михаил ПлетнёвМихаил Плетнёв, безусловно, пианист неординарный, один из лучших среди наших современников. Возможно, не все запишут его в число своих любимцев, но равнодушным он точно никого не оставит.

Родился Плетнёв в Архангельске. Позднее они переехали в Казань, где отец преподавал в консерватории класс баяна в звании доцента. Мама у него была пианисткой.

Учиться музыке Михаил Плетнёв начал в казанской специальной школе-десятилетке, а с 13 лет он уже учился в Московской ЦМШ в классе Е.М.Тимакина, который во многом помог Плетнёву:

«Да, да, очень во многом. И едва ли не в первую очередь — в организации двигательно-технического аппарата. Педагог глубоко и интересно мыслящий, Евгений Михайлович превосходно умеет это делать» - говорил впоследствии Плетнёв.

В Московской консерватории  Михаил учился у Якова Владимировича Флиера, что было для него непросто, поскольку их личные особенности сильно не совпадали. Флиер был темпераментный, увлекающийся, а Плетнёв, напротив – спокойный, вдумчивый, уравновешенный.

К тому же характер имел не из лёгких: несговорчивость, упрямство, независимость, постоянное стремление искать дискуссии. Флиер утверждал, что на один урок с Мишей у него уходит энергии, как на пару сольников.

Впрочем, они всё равно были привязаны друг к другу. К сожалению, Яков Владимирович ушёл из жизни раньше, чем успел доучить Плетнёва, и заканчивал консерваторию он уже в классе Льва Николаевича Власенко. У него же он закончил и ассистентуру-стажировку.

Плетнёв успешно участвовал во многих музыкальных конкурсах, но главную победу он одержал на международном конкурсе Чайковского.

На большую сцену Плетнёв вышел уже вполне сформировавшимся артистом. Вот что писала о нём критика:

 «Не крутизна душевных движений, а ровность исследования. Плетнев действительно исследует звучащую ткань — и делает это безукоризненно: высвечиваются все — до мельчайших деталей — нюансы фактурных сплетений, в слушательском сознании вырисовывается логика штриховых, динамических, формальных пропорций. Игра аналитического ума — уверенного, знающего, безошибочного» (Чинаев В.)

Наиболее органично талант Плетнёва проявляет себя в музыке барокко (И.С.Бах, Д.Скарлатти); также в классике; ещё ему близки некоторые романтики (Лист, Брамс) и, конечно, русские композиторы.

Кроме того, Плетнёв пишет музыку, и не только фортепианную.А ещё он прекрасный дирижёр. В 90-е годы им был организован оркестр под названием Российский Национальный, который быстро стал одним из лучших оркестров мира. Очень интересный материал содержится в фильме, который вы прямо сейчас можете посмотреть на этой страничке.

Здесь и запись оркестра, и сольные выступления Плетнёва, и его размышления о жизни и музыке, и интервью с современниками. В заключение хочу привести цитату-высказывание самого Михаила Плетнёва о фортепианном исполнительстве:

«Есть концертанты, продолжает Михаил Васильевич, в игре которых ощущается порой какая-то приблизительность, эскизность. То, смотришь, они густо «замажут» педалью технически трудное место, то артистически вскинут вверх руки, закатят глаза к потолку, отвлекая внимание слушателя от главного, от клавиатуры... Мне лично это чуждо.

Повторяю: я исхожу из того, что в произведении, исполняемом публично, все должно быть доведено в ходе домашней работы до полной профессиональной завершенности, отграненности, технической безупречности. В жизни, в быту, мы уважаем лишь честных людей, не так ли? — и не уважаем тех, кто вводит нас в заблуждение. То же самое и на сцене».


 

 

О других выдающихся пианистах читайте и смотрите в публикациях: Мария Юдина;  Станислав Нейгауз; Владимир Горовиц.
Подпись
Жду ваших комментариев


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *