Домашнее задание по музыке: методика выполнения

домашнее задание по музыкеДомашнее задание по музыке уже являлось предметом моего внимания в статье: «Домашняя работа по музыке». В ней я обещала вернуться к данной теме для более конкретных рекомендаций. Итак:                                                    1. Приступая к выполнению домашнего задания, прежде всего, необходимо открыть дневник. Как ни странно, но большинство об этом «забывает». Вы сели за инструмент не развлекаться, а работать. Поэтому «Любое действие за роялем должно быть целенаправленным» – пусть это станет вашим правилом, и вы сэкономите массу времени. Внимательно вчитывайтесь в задание и бейте точно в цель, никаких проигрываний «просто так»!

2. Никогда, за редким исключением, не играйте произведение от начала до конца, если вы сели заниматься, а не отдыхать. Причём, объём материала для работы в конкретный момент выбирается по принципу: чем меньше, тем лучше.

Вы, как лучом прожектора, выхватываете из нотного контекста фрагмент, величиной 1- максимум 2 такта, и направляете на него всё своё внимание, ставя при этом очень конкретную задачу.

Иногда и одного такта бывает слишком много, особенно если речь идёт о полифонии. Можно брать в работу даже часть такта и в этой части разобраться сначала по отдельности каждой рукой.

Иногда есть смысл при этом учить лишь часть фактуры, а именно – один голос, затем браться за следующий (всё это в рамках одного или даже 0,5 такта).

Кому-то это покажется странным, но именно такой способ позволяет серьёзным образом ускорять процесс выучивания текста.

3. Иногда я рекомендую начинать разбор с последних тактов произведения и двигаться «задом наперёд». Это целесообразно, поскольку позволяет избежать соблазна выхода за пределы фрагмента, намеченного для работы.

Часто, задумав поработать над первыми двумя тактами, мы, увлёкшись, вспоминаем об этом, оказавшись уже в самом конце произведения.

Двигаясь «задом наперёд» вы упираетесь в конец произведения, либо в ту его часть, которая только что уже была проработана. Так легче вовремя остановиться.

4. Я рекомендую считать запоминание текста наизусть самым первым этапом работы над произведением. Практически это должно совпадать с разбором. Разбор делается одновременно с запоминанием текста наизусть.

В этом случае возможность механического запоминания почти исключена. Приходится задействовать все другие виды памяти. По сути, разбор и запоминание текста наизусть – это самый начальный, черновой этап работы.

Он не должен растягиваться на месяцы. Чем скорее, тем больше останется времени для художественной отделки деталей.

5. Выученный наизусть текст отнюдь не означает, что надо отказаться от работы по нотам. Наоборот, после этого только всё и начинается!

Лишь теперь стоит внимательно всмотреться во все указания, оставленные композитором между строк нотного текста. Перевести все термины, надписать перевод карандашом, чтобы каждый раз, натыкаясь на запись глазами, всё крепче запоминать значения этих слов.

Необходимо уточнить все штрихи, аппликатуру, которую при переходе к более быстрому темпу иногда приходится корректировать. Фиксируйте необходимые вещи карандашом в нотах (благо мы теперь работаем по отксеренным экземплярам нот).

Добивайтесь точной, продуманной и тонкой нюансировки. Для работы над педализацией также необходимо пользоваться нотами. Таким образом, схема выглядит так: сначала учим наизусть, затем работаем по нотам.

6. Возможно, кто-то со мной не согласится, но я не рекомендую для работы непременно медленный темп. Тем более, если речь идёт о быстром произведении.

Хороший темп для работы тот, в котором вы успеваете обо всём подумать, всё вспомнить, всё держать под контролем и при этом не чувствовать напряжения, оставаться в спокойном, комфортном состоянии.

Это и будет ваш рабочий темп. Часто это бывает средний темп. Однако, если в среднем темпе ощущается некий дискомфорт, суета, боязнь не уложиться во времени, значит надо вернуться к более спокойному варианту темпа (по крайней мере на этом этапе).

Основной критерий выбора рабочего темпа – отсутствие зажатости, спокойная и уверенная работа головы.

7. При переходе к быстрому темпу очень выручает опять же метод работы небольшими фрагментами. Вы можете пробовать играть в ускоренных и даже очень быстрых темпах, не опасаясь заигрывания, если берёте в работу короткие эпизоды.

Небольшая пробежка – и остановка, отдых. В таком режиме руки не успевают устать, текст не забалтывается, потому что уши успевают всё услышать. Уши не отключаются, потому что, как и руки, не успевают устать.

8. В заключение хочу напомнить вам полушутливое - полусерьёзное высказывание Иосифа Гофмана о том, что существует 4 варианта работы пианиста: с нотами за инструментом; за инструментом без нот; с нотами без инструмента; и последний вариант - без инструмента и без нот!

Последний вариант всегда вызывает всеобщий восторг, дети обычно говорят, что именно так они и любят заниматься больше всего.

Однако, если говорить серьёзно, то именно этот последний вариант работы приносит наибольший эффект. Разумеется, при использовании остальных трёх.

Все музыканты прекрасно знают, что на самом деле работа над программой идёт 24 часа в сутки (иногда удачные решения приходят даже во сне). Ну а на протяжении дня музыка продолжает звучать внутри нас, чем бы мы ни занимались.

Внутренним слухом мы производим отбор тех вариантов звучания, которые потом, добравшись до инструмента, просто находим, воплощаем в реале. Вот примерно так всё и происходит. Хотя тема эта вообще-то неисчерпаема.
Подпись
Жду ваших комментариев


Комментарии

Домашнее задание по музыке: методика выполнения — 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *