Домашняя работа «по музыке»

домашние заданияВ музыкальной школе, как и в общеобразовательной, детям обязательно даётся домашняя работа, или задание на дом по каждому предмету. Однако, та работа, которая делается за инструментом, существенно отличается от подготовки других предметов в любом учебном заведении.

Большинство из нас были студентами и прекрасно знают (или видели), как можно подготовиться к экзамену за одну ночь. Наверное, все когда-то имели запущенный материал и помнят, как при помощи «мозгового штурма» можно в кратчайшие сроки ликвидировать пробелы, возникающие время от времени в результате судорожной, несистематической работы.

Ситуация знакомая и в общем, не критичная. Это если речь не идёт об игре на рояле. Вот тут «авральный метод» может привести только к переигрыванию рук. Это всё равно, как неделю ничего не есть, а потом сесть и попытаться скушать за один раз всё, что было положено за неделю. Именно такие героические попытки (неравномерная нагрузка) приводят часто к болезням.

Итак, почему же всё-таки нельзя всё сделать за пару дней? Ну, во-первых, по всем школьным предметам вашему ребёнку достаточно усвоить смысл, содержание материала. А передать это содержание можно самыми разными словами, для этого не нужно всё «зазубривать» наизусть. За роялем по-другому. Здесь текст воспроизводится буквально и точно до мельчайших подробностей.

Попробуйте сыграть чуть-чуть другие ноты! Прозвучит фальшь, которую услышат все, и музыкальное образование для этого не понадобится. А каждая нотка – это даже не слово. В переводе на обычную речь нотка – это буква. И искажение даже одной буквы резко меняет всё слово.

Зазубрить головой каждую ноту так, чтобы успеть её вспомнить своевременно (что крайне важно) – задача невозможная. Хотя бы потому, что наш мозг не работает в таких темпах, в которых мы играем. Выход один: сначала прочитать, усвоить каждую ноту головой, выявить логические закономерности нотной записи, а уже потом – вложить этот текст в пальцы так, чтобы он закрепился на уровне моторики.

Да, воспроизведение звуков происходит автоматически, но для этого необходимо время на «оседание» этих движений в мышечной, двигательной памяти. И вот это «оседание» не может произойти за пару дней, это возможно только при длительной, систематической, обязательно ежедневной работе.

Потому что даже хорошо усвоенные навыки очень быстро теряются. Достаточно пару дней не позаниматься - и это моментально скажется на игре. Когда ребёнок занимается нерегулярно, он совершает в своём развитии возвратно-поступательные движения вперёд-назад и в результате либо топчется на месте, либо продвигается очень медленно. А всем известно, что работа, не приносящая результата, быстро надоедает.

И это я сейчас рассмотрела лишь один аспект стоящих перед пианистом задач – воспроизведение точного текста. А ведь этих задач, которые он должен решить во время игры – великое множество, уж поверьте!

И все эти вещи надо успеть сделать и автоматизировать задолго до экзамена. А экзамены ребёнок-музыкант начинает сдавать не с девятого класса, а с самого первого года обучения. И сдаёт их по 2-3 раза в год в публичном выступлении при комиссии и на оценку. Меняется только уровень сложности программы.

Если вы отдали ребёнка в музыкальную школу, то ему придётся привыкнуть к ежедневным, вдумчивым, систематическим занятиям каждый день. Исключений не бывает. Даже на каникулы (тем более на каникулы!) дети получают задание, и не маленькое.

В результате ваш ребёнок чуть ли не с рождения приобретает чувство ответственности, развивает силу воли, трудолюбие и терпение. Это на самом деле очень полезно, потому что всё, что вы хотите видеть в своём ребёнке в его взрослом возрасте должно формироваться с самого-самого начала!

Это очень частая ошибка, когда родители считают, что вот когда повзрослеет, тогда с него уже можно что-то потребовать, а пока ребёнок – пусть порезвится. А он привыкает резвиться и делает это потом всю жизнь.

Посейте привычку грамотно трудиться – и плоды, которые вы будете пожинать всю жизнь, обязательно будут вас радовать.

Ещё пару слов о времени, которое необходимо тратить на домашние задания за инструментом. Установлено, что активная работа мозга при максимальной концентрации внимания не превышает 20 минут. После этого полезно хоть ненадолго, но на что-то переключиться. Тем более, если речь идёт о ребёнке.

В начальных классах я бы рекомендовала по 2 «подхода к снаряду» в день по 20 минут. Это было бы очень неплохо. При постепенном увеличении нагрузки к старшим классам это время увеличивается до 2-3 часов в день.

Конечно же, не за один присест. В промежутках между игрой – упражнения для позвоночника (см. запись «Здоровье ребёнка, которого учат музыке»). Если в какой-то из дней не получается выполнить всю норму, то хотя бы половину её. Даже третья часть необходимого для полноценных занятий времени лучше, чем пропустить день и вообще не позаниматься.

Очень важно сохранить систему и навык ежедневности. Когда именно лучше заниматься? Любым предметом лучше всего заниматься на свежую голову, то есть в первую очередь. Разница лишь в том, что занятия музыкой имеют больше аргументов для приоритетности в силу того, что именно здесь комплексная нагрузка на всё, что только можно нагрузить, максимальная.

Короче говоря, этот предмет – самый сложный. В дальнейшем я дам свои более конкретные рекомендации относительно того, как именно работать над выполнением домашних заданий. До встречи!
Подпись
Жду ваших комментариев


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *