Транспонирующие инструменты симфонического оркестра

транспонирующие инструментыТранспонирующие инструменты симфонического оркестра обладают интересной особенностью. Заключается она в том, что реальная высота звучания извлекаемых звуков не совпадает с записью этих звуков на нотном стане. Эта запись может отличаться от реального звучания на определённый интервал. Иногда эти ноты записываются выше, иногда ниже их фактического звучания.

Транспонирующие инструменты (чаще речь идёт о духовых) представлены валторнами, трубами, корнетами, некоторыми тубами, кларнетами, саксофонами, также транспонируют и  некоторые варианты гобоя. Кроме того, если мы настроим струнные инструменты не так, как они должны звучать реально, а выше или ниже на какой-либо интервал, то они тоже станут выполнять роль транспонирующих инструментов.

Кроме того, есть целый ряд инструментов, которые звучат на октаву выше или наоборот, ниже того, что написано в нотах. К таким инструментам относятся: контрафагот, контрабас (звучат ниже на октаву); челеста, колокольчики, ксилофон, флейта пикколо (звучат выше на октаву). В данном случае речь не идёт о транспозиции, поскольку ступени звукоряда именуются одинаково. Тем не менее, эти инструменты тоже относятся к транспонирующим.

Каждый из транспонирующих инструментов имеет свой натуральный звукоряд. Обычно он соответствует обертоновому звукоряду инструмента. Все обертоны последовательно образуют совершенно определённые интервальные соотношения. Эта система, то есть определённое сочетание тонов лежит в основе образования лада.

Особенностью здесь является то, что некоторые звуки, извлекаемые на этих инструментах не полностью, не совсем совпадают с темперированным строем. Некоторые из них звучат чуть ниже, а некоторые – чуть выше, чем положено. Эти нюансы связаны с конструкцией каждого из инструментов. Так, например, нота соль в первой и второй октавах (по письму) звучит выше, а ми и си-бемоль во второй октаве – наоборот, ниже, чем должны. И таких примеров очень и очень много.

Некоторые погрешности можно скорректировать во время игры, а некоторые настолько серьёзны, что делают неприменимыми тональности, в которых много знаков. Данную проблему со временем решило изобретение клапанов и вентилей, однако это не повлияло на традицию применения транспонирующей нотации для этих инструментов.

Дело в том, что проблема эта очень тесно связана с аппликатурой. Например, играть на трубе в тональности До мажор намного удобнее с этой технической точки зрения, чем в Си-бемоль мажоре. На тот момент, когда начал применяться такой способ нотации, ещё не существовало симфонического оркестра в современном понимании и такой способ нотации не добавлял особых сложностей.

В результате мы имеем следующее: нота, записанная как «до» второй октавы для так называемого Кларнета in B прозвучит кaк си-бемоль, то есть на большую секунду ниже написанного значения; для Кларнета in A эта же самая нота «до» будет звучать как ля первой; а для Валторны in F – как фа первой октавы. Как вы уже поняли, добавление к названию транспонирующего инструмента таких уточнений, как: in A, in Es, in B, in F и так далее говорит о том, что именно эти указанные ноты будут звучать реально при попытке сыграть записанную в нотах «до».

Между прочим, некоторые транспонирующие инструменты всегда записываются соответственно звучанию (тромбоны и тубы in B).

Три-четыре столетия назад к транспонирующим инструментам относили некоторые органы. Их строй отличался от того, в котором звучал оркестр и, соответственно, нотация осуществлялась в другой тональности.

Пианисту в роли концертмейстера очень важно иметь хотя бы элементарное представление о транспонирующих инструментах, поскольку это добавляет определённые сложности при игре в ансамбле с ними.
Подпись
Жду ваших комментариев


Комментарии

Транспонирующие инструменты симфонического оркестра — 4 комментария

  1. Здравствуйте, Николай!Прежде всего, хочу напомнить, что я – пианистка и создала этот блог не для профессиональных музыкантов, а для детей, которые получают начальное музыкальное образование и для их родителей, а также для преподавателей-пианистов ДМШ.
    Поэтому обзор инструментов симфонического оркестра на блоге даётся в рамках очерченной задачи, то есть, довольно поверхностно, для общего ознакомления.
    Кроме того, в целях расширения слуховых представлений, я добавила видео ролики, знакомящие с тембром каждого инструмента в его живом звучании. Теперь по поводу вашего вопроса.
    Труба «in B» — инструмент транспонирующий. То есть, написанная нота «До» (С) звучит, как Си-бемоль (В). Другими словами, всю партию трубы следует записывать на большую секунду выше её реального звучания.
    При этом туба, какого бы строя она ни была, — не является транспонирующим инструментом. То есть, если написана нота «До», то и звучит нота «До». Партия тубы записывается в басовом ключе.
    Почему этот инструмент называется «in B» для меня — загадка, поскольку такого рода тонкости не используются в процессе преподавания фортепиано. Хотя вы меня заинтересовали своим вопросом и я порылась в интернете. Не найдя ответа на данный конкретный вопрос, я нашла материал, который может вас заинтересовать и выслала ссылки вам на E-mail. Спасибо за интерес к моему блогу.
    С уважением, Татьяна.

    • Здравствуйте,Татьяна! На тубе строя in»B» натуральный звукоряд начинается с пер­вого — основного звука си-бемоль субконтроктавы, по этому эту тубу называют «Си-бемоль» или как говорят в народе — «бейная туба». У тубы строя in»Es» натуральный звукоряд начинается с первого — основного звука «Ми-бемоль» контроктавы. Существуют так же тубы in»C» и in»F». Строй туб определяется по первому звуку основного натурального звукоряда. Но в реальном звучании они все in»С».
      С уважением, Вячеслав.

      • Огромное спасибо вам, Вячеслав, за разъяснение. Думаю, эта информация для многих полезна, как и для меня.

  2. Пишу партитуру, необходимо узнать- почему например у тубы B совпадает звучание с клавирным, а у трубы B — нет. Вообще хочется разобраться в написании партитуры как таковой, чтобы можно было себя попробовать в качестве композитора, я не имею в виду простую аранжировку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *