Ссылка на статьи обо всех инструментах симфонического оркестра находится здесь:https://tatzilbert.ru/simfonicheskiy/
Симфонический оркестр, а точнее само слово «оркестр» берёт начало в Древней Греции и в переводе означает «площадка для танцев». Это была круглая (впоследствии полукруглая), большая, до 20 метров, площадка в театре, на которой выступали актёры и пел хор.
В процессе достаточно долгой (больше двух тысячелетий) эволюции орхестра преобразовалась в оркестровую яму с музыкантами.
В нашем современном представлении симфонический оркестр начал постепенно формироваться примерно с 16 века. Безусловно, это продукт западноевропейской культуры и само его возникновение напрямую связано с жанром симфонии.
Считается, что состав симфонического оркестра в его основном, классическом варианте, впервые определился благодаря произведениям Йозефа Гайдна. Но это был ещё малый состав оркестра.
Большой его состав оформился несколько позже, в начале 19 века. Немалую роль в этом процессе сыграл Людвиг ван Бетховен.
Упрощённо все инструменты симфонического оркестра можно поделить на 4 группы, а точнее, 3 группы, одна из которых (группа духовых инструментов) делится на 2 подгруппы: 1) деревянные и 2) медные.
Кроме духовых инструментов есть ещё 3)группа струнно-смычковых и 4) группа ударных.
Ну и, конечно же, время от времени композиторы в некоторых своих произведениях вводят единичные инструменты, которые традиционно в состав оркестра не входят. К таким инструментам относятся: рояль, арфа, орган и так далее в зависимости от фантазии композитора.
Соотношения оркестровых групп
По соотношению наиболее многочисленна струнная группа (2/3 части состава). Общее же количество инструментов в оркестре (то есть малый состав играет или большой) определяет подгруппа духовых.
В малом составе этих инструментов обычно по два каждого вида (так называемый парный состав оркестра), хотя могут быть и исключения. Например, валторн может быть две пары даже в малом составе и т.д.
Если же духовых инструментов по три каждого вида, то такой состав оркестра называется тройным (на самом деле – это полуторная величина по сравнению с малым составом).
Большой состав, как я уже сказала, в два раза превышает малый. Струнная группа во всех случаях должна превосходить духовую группу по количеству инструментов в 2 раза.
В больших оркестрах к каждой паре обычных духовых инструментов могут добавляться их разнообразные, порой экзотические, разновидности. Всё это очень разнообразит звучание.
Ну и, конечно, необходимо упомянуть о том, что способ расположения инструментов на сцене тоже бывает различным. Музыканты долго искали такое расположение, которое акустически давало бы наиболее благоприятный эффект.
В результате на сегодняшний день применяют в основном два варианта рассадки оркестра: американский и немецкий, причём в России обычно используют американский. Чтобы понять разницу, лучше не читать об этом, а посмотреть картинку (см. картинку в начале статьи).
Симфонический оркестр и его инструменты – это, возможно, самое значительное, масштабное, зрелищное и впечатляющее проявление музыкальной культуры. Далеко не каждый город может позволить себе роскошь иметь такой большой состав музыкальных инструментов.
Ведь во всей своей красе этот оркестр представляет из себя коллектив численностью в 100 -110 человек. Это называется «большой состав». В городках поменьше, в небольших залах используют так называемый «малый состав» - обычно раза в 2 раза меньше (от 50 до 55 инструментов).
Проблемы содержания оркестра
Но и это совсем не маленькая цифра. Во-первых, чтобы оркестр звучал по-настоящему, он должен состоять из серьёзных, высококвалифицированных мастеров-музыкантов. Найти их в нужном количестве иногда бывает сложно и чаще доступно лишь для многонаселённых городов.
Во-вторых, содержать такой гигантский коллектив обычно экономически невыгодно. Академические музыкальные коллективы (включая, между прочим, труппу Большого театра), находятся, как правило, на дотации.
И это вполне понятно. Продукт, который они производят, в массе своей народ переварить не в состоянии. Это не попса, доступная каждому. Классическая академическая музыка всегда была элитарным продуктом.
Концерт симфонического оркестра сильно отличается от концерта рок-звезды и по количеству и по культурному уровню потребителей. Вот и получается, что музыкантов на сцене много, а слушателей в зале – почти столько же.
Кто будет за всё это платить? И не платить тоже нельзя, поскольку без развития академического искусства все остальные его разновидности, да и вся культура в целом будет неизбежно деградировать.
Вот, вкратце и всё. Думаю, что для начала достаточно такой короткой и простой информации для знакомства с оркестром в общих чертах. Более подробно читайте и слушайте в статьях, посвящённых каждому из инструментов.
Сюрприз
Ну а «на закуску» я приготовила сюрприз. Британский композитор ХХ века Эдвард Бенджамин Бриттен специально для того, чтобы люди легко могли познакомиться с инструментами симфонического оркестра, с конкретикой их звучания, написал особое произведение.
Называется оно «Вариации на тему Генри Пёрселла». В разъяснении добавлено: Путеводитель по оркестру для юношества. Суть этого произведения в том, что одна и та же тема представлена в различных вариациях, которые поручаются каждый раз разным инструментам оркестра.
Особенно интересно это не только слушать, но и смотреть, потому что оператор каждый раз крупным планом показывает солирующие инструменты. Играет Берлинский симфонический, дирижирует Саймон Рэттл. Итак, слушайте, смотрите, запоминайте и получайте при этом удовольствие!
Интересная статья.) Много неизвестного узнала.