Особенности певческого голоса

особенности певческого голосаОсобенности певческого голоса имеют разнообразные проявления. Я остановлюсь на таких, как типы и классификация, а также диапазон и тесситура.

1.Классификация певческих голосов.

Существует немало способов классификации голоса. Наиболее широко распространена классификация голосов по их диапазону. Здесь также имеется много разновидностей, но основными считаются следующие:

Сопрано – диапазон: с13

Например: Галина Вишневская, Тамара Синявская, Белла Руденко, Анна Нетребко, Рене Флеминг (Америка), Чечилия Бартоли, Рената Тебальди,

Меццо-сопрано – диапазон: а-а2

Например: Фьоренца Коссотто, Джульетта Симионато, Стивенс Райз (Америка)

Контральто – диапазон: g-f2

Например: Валентина Левко, Евгения Сегенюк, Биляна Ковач (Черногория), Кэтлин Ферриер (Англия)

Тенор – диапазон: d-a1

Например: Пласидо Доминго, Энрико Карузо, Джон Викерс (Канада), Владислав Пьявко, Николай Гедда, Лучано Паваротти, Рамон Варгас, Хосе Каррера, Марио Ланца.

Баритон – диапазон: G-g1

Например: Лео Нуччи, Сэмюэль Рэми, Тито Гобби, Дмитрий Хворостовский, Муслим Магомаев.

Бас – диапазон: E-e1

Например: Борис Гмыря, Александр Ведерников, Борис Христов, Максим Михайлов

2.Типы голосов: драматический и лирический голос.

Тип голоса определяется тесситурой, в которой он проявляет свои наилучшие свойства. Певческие голоса условно подразделяют на драматические и лирические, а также лирико-драматические, при наличии свойств обоих разновидностей. Эти различия в звучании голоса прежде всего имеют отношение к тембру.

Драматический голос имеет более яркую энергетику, он более «тяжёлый», плотный, объёмный, страстный, можно даже сказать, более нервный. Он хорошо передаёт остроту драматических ситуаций в оперных сценах и романсах.

Говоря о драматическом сопрано, мы вспоминаем голос Марии Каллас, Галины Вишневской, Джесси Норман, Любови Казарновской.

К драматическим тенорам относятся Энрико Карузо, Николай Фигнер, Владислав Пьявко, Владимир Атлантов.

Драматические баритоны: Сергей Лейферкус, Титта Руффо и другие.

Лирический голос имеет меньшую плотность, он более лёгкий, более светлый по тембру, мягкий, романтичный, чувственный. Этот голос хорошо передаёт мягкую любовную лирику, светлые чувства и переживания. Лирические голоса лучше звучат в верхней тесситуре, для драматических наиболее выигрышна середина. Пожалуй, драматический голос более выразителен, однако, лирические голоса обычно более популярны.

Из лирических теноров хорошо известны Луччано Паваротти, Николай Гедда, Иван Семёнович Козловский, из баритонов можно упомянуть Дмитрия Хворостовского, Муслима Магомаева. Прекрасным лирическим сопрано обладали Мария Биешу, Тамара Милашкина, Рената Скотто, Антонина Нежданова.

Есть также голоса, в которых гармонично объединены оба типа тембровой окраски. Их называют лирико-драматическими. К известным представителям таких голосов можно отнести из мужских голосов Владимира Атлантова, Пласидо Доминго, Энрико Карузо (тенора). Из женских голосов можно назвать Марию Каллас, Джоан Сазерленд (Австралия), Монсеррат Кабалье, Анну Нетребко, которая сначала приобрела известность, как лирическое сопрано, но после рождения сына голос претерпел изменения и певице стал доступен репертуар драматического сопрано.

3.Понятия: «диапазон» и «тесситура».

Понятие «диапазон» обычно не вызывает сложностей с определением. Обычно под этим термином подразумевают высотный диапазон, то есть область колебаний, которые создаются голосовыми связками. При этом надо уточнить, что если речь идёт о вокальном диапазоне, то имеются в виду лишь те колебания, которые вызывают музыкальные звуки, а не какие-либо другие.

Считается, что диапазон певца должен включать в себя не менее двух октав. Обычно в самых крайних точках диапазона, как вверху, так и внизу, голос звучит уже не так легко, появляется напряжённость, ухудшается качество звука. Поэтому в добавление к двум основным, активным октавам, в которых голос звучит мощно, ровно, без напряжения, добавляется «запасная» терция сверху и снизу, что в сумме будет составлять уже почти три октавы. Эти октавы у каждого голоса расположены на разной высоте, в зависимости от его классификации (см.«Классификация певческих голосов»).

Понятие «Тесситура» относится к произведению, а не к голосу. Этим словом определяется высота подавляющего большинства нот в произведении по отношению к  голосу (а точнее, к крайним участкам этого голоса) предполагаемого солиста.

Если солисту долго придётся петь на «верхушках», или, наоборот, на крайних низах своего голоса, то голос при этом будет уставать, то это означает, что тесситура для данного голоса слишком высокая (или низкая) и лучше в таком случае изменить тональность произведения.

Для голоса певца родной будет та тесситура, в которой он поёт легко, без напряжения. Можно также сказать, что тесситура – это высотный диапазон мелодии.
Подпись
Жду ваших комментариев


Комментарии

Особенности певческого голоса — 2 комментария

  1. Добрый день, Нина! Не знаю, огорчу я вас или обрадую, но если вы не хотите видеть вашу Танюшку в нашей профессии – лучше держите её от музыкалки подальше. Для меня описываемая вами симптоматика совершенно очевидна.
    «Нормальные» дети так себя не ведут, они не могут в 5 лет высидеть оперный спектакль. А если их и заставят это сделать, они никогда не запомнят мелодию арии и, тем более, не будут её потом повторять и пытаться подобрать на рояле.
    Всё это – очень характерное поведение одарённого ребёнка. Если её начать учить музыке, велика вероятность, что вы её оттуда уже не вытащите (талантливые дети оттуда не возвращаются). Поэтому смотрите сами, на мой взгляд – это здорово!
    По поводу рук. Ко мне в класс приходят дети в 14 лет после музыкальной школы, причём, как правило, с серьёзными постановочными проблемами. Я решаю с ними эти проблемы за 1-1,5 года. Мне самой переделывали руки «с нуля» уже на I курсе консерватории, поэтому я очень хорошо знаю о чём идёт речь.
    С детьми всё проще: им не забивают головы теорией, они просто всё интуитивно обезьянничают с рук педагога. Вот почему важно не ошибиться с выбором. Разузнайте всё предварительно как следует, кто там у вас чего стоит, какие отзывы.
    В любом случае, я считаю ошибкой лишать ребёнка возможности свободного общения с инструментом. Моя мама не была музыкантом и потому сделала эту ошибку (боялась того же, что и вы). Поэтому я не импровизирую, хотя в 6 лет это было любимое занятие. Причём, я просто сочиняла по ходу разнохарактерную музыку и с удовольствием «наяривала» её всеми десятью пальцами.
    Думаю, что творческий импульс надо поощрить, с руками потом разберётесь, это корректируется. Наоборот, попросите её придумать что-то грустное или весёлое. Пусть изобразит звуками моего котёнка, например, пусть придумает вальс, пусть изучает разные регистры рояля и пусть не боится клавиатуры.
    Страх сделать неправильное движение тормозит музыкальное развитие. Ориентируйтесь на её интуицию, она всё подскажет правильно. Хочет играть – пусть играет. И обязательно найдите хорошего педагога. В вашем случае это важно.

  2. Привет, Таня! Мою 5-летнюю внучку, тоже кстати Танюшку, отдали в музыкальную школу. Она любит оперу и высиживает целый спектакль. Даже не знаю, откуда у нее эта страсть, но она, играя с куклами, «мурлычит» оперные арии. Но у меня вопрос не об этом. Купили пианино и она одним пальцем перебирает клавиши, извлекая простенькие мелодии. Но ручки такие маленькие, она вынуждена работать только одним пальчиком. А как это скажется на последующей технике игры? Я знаю, что двигательные навыки закрепляются, что называется, насмерть. Может быть рано ее сажать за этот большой инструмент?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *