Развитие слуха на уроках специальности

развитие слухаРазвитие слуха в музыкальной школе обычно считалось основной задачей музыкально-теоретических дисциплин. Это логично, на уроках специальности полученные навыки лишь закреплялись.

Боюсь, что сейчас ситуация изменилась. Всё чаще на фортепианном отделе музыкальных училищ встречаются студенты, которые не могут построить за роялем элементарное трезвучие, не слышат интервалы, о септаккордах нет речи.

С каждым новым учеником я ставлю один и тот же эксперимент: в медленной пьесе, после того, как она уже выучена наизусть, прошу по памяти сыграть одной рукой только мелодию. Практически никто не может!

Говорю: «Подбери по слуху, ты же знаешь её наизусть, просто подбери знакомую мелодию, которую месяц играешь!» Не могут. В результате анализа ситуации я пришла к выводу, что на уроках сольфеджио и музыкальной грамоты усвоение материала идёт с карандашом и тетрадкой, в отрыве от реального звучания.

В свою очередь, на уроках специальности не уделяется должного внимания развитию слуха, поскольку считается, что это задача музыкально-теоретических предметов. В результате дети играют «без ушей», то есть механически, не слыша сопряжения интервалов и без осознания логики развития гармонических последовательностей.

При таких реалиях сформировать музыканта просто невозможно. Какой же выход? Пока наши теоретики в районных музыкальных школах додумаются скорректировать методику, пианисты должны уделять необходимое внимание развитию слуха на уроках специальности.

Кстати, этим необходимо заниматься в любом случае. Для начала я предлагаю сделать хотя бы то, что все знают, но почти никто не делает (почему-то).

1. С самых первых шагов надо приучать ребёнка транспонировать все мелодии в исполняемых произведениях от самых различных нот. Сделать такую работу без включения слуха невозможно.

2. Практиковать на уроках и задавать на дом задания по подбору на слух известных песен и мелодий с последующим транспонированием.

3. В самых младших классах школы ребёнок ещё не знаком с понятиями «интервал», «тональность», «трезвучие», «ладовое наклонение», этот материал по теоретическим предметам проходится позже. Поэтому на уроках специальности именно на практике, в живом звучании все эти термины должны быть усвоены и поняты.

Не нужно блистать научными формулировками. Надо всё объяснить простыми словами, на уровне: «два звука», «три звука», «весело», «грустно», «главная нота в аккорде» и так далее. Пусть на самом примитивном уровне, но эти азы должны быть усвоены как можно раньше.

4. Три основных аккорда в ладу (Т, S, D) тоже необходимо ввести в обиход. Везде, где они встречаются в аккомпанементе, о них надо говорить, разъяснять отличия в звучании, учить определять их на слух.

5. Обучать подбору аккомпанементов хотя бы на базе этих трёх аккордов, чтобы закрепить усвоение их отличий друг от друга.

И самое главное: многие занимаются подбором мелодий по слуху и транспонированием их в различные тональности на первых уроках, однако впоследствии перестают это делать. Программы становятся объёмнее, времени на уроках не хватает.

Думаю, что это серьёзная ошибка. Такая работа не может проводиться в качестве кратковременной «кампании» по развитию слуха. Развитие слуха должно быть постоянно в центре внимания, поскольку именно уши и голова – наши основные инструменты для работы.

Нет времени на уроке – пусть будет задание на дом с последующей проверкой. По крайней мере, любое мелодическое построение, входящее в программный репертуар, ученик должен уметь воспроизвести по слуху на инструменте, причём от любой клавиши.

Необыкновенно сложно (чтоб не сказать «невозможно») развить у ребёнка слух после многолетней привычки механической игры. Всё надо делать в своё время. Тем более в нашем деле, где опоздание в развитии может запросто перечеркнуть для ребёнка в будущем доступ к профессии.
Подпись
Жду ваших комментариев


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *