Мотивация обучения музыке в музыкальной школе

мотивация обученияМотивация обучения– одна из самых главных проблем, которые вынужден решать педагог  или воспитатель (это же относится и к родителям). Ведь если эта задача решена, то ребёнка уже не надо заставлять, он сам ищет возможность позаниматься, и никогда вам не придётся уговаривать его не бросать музыку.

Я знаю, что, по крайней мере, в наших районных школах вопрос этот стоит очень остро. Хотя на самом деле всё не так уж и сложно. Есть всего 3 условия, о которых надо помнить, чтобы проблема исчезла. Все об этом знают, но на практике не всегда используют. Поэтому и хочу лишний (не лишний!) раз напомнить эти условия.

1. Любой человек, который воздействует на ребёнка в плане его обучения или воспитания должен быть духовно развитой личностью. На практике это означает, что набор прививаемых навыков, способности ребёнка, темпы его развития нас интересуют во вторую очередь.

В первую же очередь нас интересует он сам, как личность неповторимая, имеющая свои мысли, желания, интересы, увлечения. Всё это должно и нас волновать, интересовать и увлекать вместе с ним. Ребёнок должен чувствовать добро, исходящее от взрослого, который с ним занимается.

Модель отношений: не начальник-подчинённый, а два равноправных приятеля. Только один из них постарше и более компетентен. Его компетентность не должна вызывать сомнений и потому, в силу уважения, к нему прислушиваются. Вот примерно так.

2. Уже давно доказано психологами, (хотя и так было ясно), что игра – это тот вид деятельности, который для ребёнка сам по себе является прекрасной мотивацией. Остаётся только умело использовать этот вид подачи информации на уроке.

Буквально на каждый новый материал, преподносимый на уроке, придумайте вариант игры, либо хотя бы какие-то элементы игры. И не важно сколько лет ребёнку. Играть мы любим в любом возрасте.

3. Ребёнку должен быть интересен предмет изучения. Да, иногда может быть трудно, иногда может одолевать лень, но, несмотря на это, должен быть интерес. Вы можете заразить его этим интересом, если сами увлечены музыкой.

Не бойтесь нестандартных решений, потому что этот вопрос должен быть решён в любом случае. Иначе нет смысла в самом обучении. Без интереса процесс обучения никогда не будет успешным.

Вот вкратце и всё, о чём я хотела вам сегодня напомнить. Остаётся добавить, что основные идеи я почерпнула из Методики В.Л.Макарова. Я довольно часто к ней обращаюсь и нахожу её весьма результативной.

Удачи нам всем в нашем нелёгком и прекрасном труде!
Подпись
Жду ваших комментариев


Комментарии

Мотивация обучения музыке в музыкальной школе — 10 комментариев

  1. Подскажите, пожалуйста, как объяснить ребенку, что ему нужно продолжить обучение в музыкальной школе (4 класс 7 -летнего периода обучения, специальность — балалайка). Были у нас и конкурсы, и выступления, и поездки за границу с выступлениями… И гостинцы, и некоторые победы… Но — одноклассники «болтаются» во дворе, а «почему я должен заниматься», «мне тяжело», особенно не любит сольфеджио. Хотя кое-что понимает, но принципиально ничего не хочет и не делает. Так и говорит — я мщу, за то, что вы меня сюда привели. Что делать? Это крик души! Мои объяснения, что это здорово, что это интересно и хорошо, не воспринимаются. Помогите, пожалуйста! (P/Sю. Мальчик способный, а мы (родители) музыкой не занимались).

  2. Меня интересует вопрос о специфике организации и особенностей концертно исполнительской деятельности детей дошкольного возраста, заранее спасибо за ответ)

    • Здравствуйте, Андрей!Правильно ли я вас понимаю, что речь идёт о детях 4-5 летнего возраста, имеющих достаточный репертуар для ведения активной концертной деятельности, следуя примеру юного Моцарта? Вынуждена признать, что в своей практике мне не приходилось сталкиваться с подобными примерами. Соответственно, не было повода задумываться о специфике организации подобного рода деятельности. Могу лишь предположить, что в основе приоритетов должно лежать соблюдение всех условий для здорового физического развития ребёнка в полном соответствии с возрастными нормами. Сожалею, что не могу ответить на ваш вопрос в полном объёме.

  3. Добрый день, Татьяна! Мне просто необходим Ваш совет, как педагога — музыканта со стажем 30 лет. Моя дочь в четырехлетнем возрасте поступила в муз. школу на отделение Раннего эстетического развития, где, кроме общего развития, с детьми индивидуально занимались музыкой. Это продолжалось два года и по окончании нам предложили сдать экзамен, для того, чтобы иметь основания для зачисления уже на какое-то определенное отделение. Моя дочь успешно сдала этот экзамен и была зачислена сразу в первый(!) класс, минуя подготовительный. Ей было шесть лет в тот момент. Мы, родители, присутствовали на экзамене. Действительно, награда (а мы восприняли такой прыжок, как награду) была заслуженной. Она пошла на отделение фортепиано. Дети в первом классе оказались на год или даже два старше ее. Сам по себе этот факт имеет для детей большое значение. Ей постоянно дети указывают на возраст и смеются, чтобы показать свое превосходство. ( Для нас это, конечно, такие мелочи!)))Кроме этого у них был уже опыт посещения всех обязательных занятий, знакомы были учителя, в общем им было проще. Мы обе старались, как могли. Я имею возможность посещать занятия специальностью с ней вместе и помогать ей дома делать уроки, поскольку сама я закончила в свое время муз.школу по классу фортепиано. В результате, проучившись год, ее ни разу не пригласили даже на школьный концерт. Я не ставила цель сделать из нее артистку и категорически не согласна с тем, что неподготовленного ребенка стоит выводить на сцену. Мне непонятно другое : ребенок, вроде бы, способный; дома я ей помогаю; ее хвалят за способности учителя, а результатов ( а именно результат является главной мотивацией любого учебного процесса, на мой взгляд) мы не видим. Масла в огонь подливают родители других первоклассников, когда рассказывают где и как их дети выступают и какие места занимают. Надо сказать, с самого начала я не хотела отдавать ее в муз. школу, знаю, что это нелегко, и как убедить мою девочку в том, что это необходимо — быть гармонично развитой личностью- не знаю. В результате она отказывается учиться музыке, а я стою в растерянности и сама себя не могу убедить в том, что это нужно, не то, что ее. Я разговаривала с ее учителем. Меня успокаивают тем, что у моего ребенка еще все впереди. С этим трудно спорить. Только вот, чтобы это » впереди» состоялось на нашем музыкальном поприще, нам обеим сейчас нужны какие — то подтверждения того, что наши усилия не напрасны. Татьяна, спасибо, что дочитали до конца. Я буду искренне благодарна Вам за ответ.

    • Здравствуйте, Ирина! Спасибо за ваше обращение. Тема очень актуальная. Возможно, я посвящу ей отдельную статью. Вам же ответ я написала, но он по своему размеру больше похож на роман, поэтому я выслала свой ответ на ваш электронный адрес на mail.ru
      С уважением, Татьяна.

      • Огромное спасибо, Татьяна, за ответ. Я многое поняла, благодаря Вашему взгляду со стороны. Во многом я, действительно, сама виновата. Мотивации, в первую очередь, нет у меня самой. Да и не было, как я уже писала, с самого начала. Меня просто убедили в том, что моя дочь способна. А насколько это соответствует действительности — покажет время. Да, схватывает быстро, разучивает легко. Но может это потому, что мне проще объяснить, чем родителям, не учившимся в муз. школе? Да и профессия у меня подходящая. Я — репетитор. Учу детей английскому. Это тоже индивидуально, и подходы к детям наработаны. Вчера моя девочка сдала экзамен за первый класс. Оценка по специальности 4, как мне сказали с «плюсом». За ансамбль 5. Объективно, дети, получившие 5 по специальности, играли лучше. Спасибо Вам за такой всеобъемлющий, подробный ответ и за ролики, я посмотрела их с большим интересом и открыла для себя то, что сама сказала бы любому человеку, который засомневался в необходимости получения определенных навыков и знаний: любые достижения, какими бы незначительными они не казались -это движение вперед, пусть и мелкими шажками. И зря я думала, что результатов у моей девочки Оли нет! Когда мы играем дома с ней ансамбли — приходят послушать все члены семьи. А играем мы каждый раз одно и то же, то, что задано на дом. Разве это не результат? На родительском собрании в муз. школе мы играли с ней вместе. И это — тоже результат, для нас обеих. Мы вместе преодолеваем все трудности, а это значит, что мы их преодолеем. Когда я вынесла на семейный совет вопрос о продолжении занятий музыкой, то мнение и взрослых, и детей было однозначным — продолжать. Оля поняла, что ее деятельность нужна людям, пусть пока и небольшому количеству, и поменяла свое отношение к занятиям музыкой. Спасибо,Татьяна, еще раз. Ваша отзвычивость помогла мне вернуть душевное равновесие, а это в процессе обучения детей — очень важно.

        • Спасибо, Ирина! Верите, я очень ждала вашего письма и просто счастлива, что талантливый ребёнок остался в музыке и, в особенности, что я хоть немного, но имею к этому отношение. К большому сожалению, мне не удалось сделать это профессией моего единственного сына. Поэтому не думайте, что она «схватывает быстро и разучивает легко» только потому, что вы – репетитор и вам проще объяснить. Поверьте, со своим ребёнком я очень старалась. При этом он рос послушным и трудолюбивым мальчиком, которому очень нравилась музыка (и сейчас он с огромным удовольствием ходит на концерты и всегда даёт правильную оценку услышанному). Но оказалось, что слушать – одно, а играть – другое. Огромным испытанием для моего самолюбия было осознание факта, что своего ребёнка, умного и старательного, я научить на должном уровне не смогла (учила я его, как и положено, в музыкальной школе у лучшего педагога, дома только помогала). Не всё от нас зависит, мы можем помочь только тому, кому дано от Бога. Всем остальным тоже очень полезно (музыкалку мы закончили), но карьеру без данных не сделаешь. Поэтому, имейте в виду, что у нас (у музыкантов) никогда не принято убеждать родителей, что ребёнок способный, если это не так. И ещё один нюанс: талантливому ребёнку никогда не поставят 5, если он не «выложился» на всю катушку. Малоодарённому могут подарить пятёрку, «чтоб поддержать», но талантов оценивают только по реальным заслугам. Знали бы вы, какие баталии происходят на обсуждении за каждые полбалла! Так что четыре с плюсом У НАС – это тоже совсем неплохо. И ещё: очень, ну просто очень важно никогда не сомневаться в ребёнке. Только таким образом можно вытянуть из неё всё, что там заложено от природы, реализовать все возможности. Сомнения вызывают комплексы, а это закрывает путь. Лично я начинаю работу в ребёнком всегда с одного и того же – внушаю ему веру в свои возможности. Это фундамент всего остального. Буду очень рада, если иногда вы будете мне сообщать о своих достижениях (может, у вас есть видеоролики?) Больших вам успехов!

          • Очень рада, Татьяна, получить Ваш ответ. Мне гораздо спокойнее с Вами. Я обязательно буду Вам писать и делиться нашими успехами.Постараюсь сделать ролик с Олиными экзаменационными работами и прислать их Вам. Удачи Вам!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *