Эстрадное волнение - обязательный атрибут нашего обучения. Все дети, учась в музыкальной школе, начиная с первого года обучения периодически сдают экзамены. Фактически это академический концерт, где детки в нарядной одежде выступают со сцены, получая за свой труд оценку от комиссии преподавателей.
Довольно ответственное подведение итогов работы. Очень красивое и памятное зрелище. Экзамен по специальности отличается от обычных экзаменов в школе не только этим.
Могу вас уверить, что этот экзамен намного сложнее любых других. А я знаю, о чём говорю, поскольку была круглой отличницей в обеих школах.
До сих пор в кошмарных снах об экзаменах я никогда не вижу себя, не знающей ответа на вопрос экзаменатора по физике, математике или литературе. Нет. Я всегда вижу себя на сцене за роялем, при полном зале забывающую текст. И слышу гробовую тишину, от которой просыпаюсь в холодном поту.
Публичный позор – необыкновенно сильная эмоция. Именно эта причина заставляет так переживать за своё выступление всех детей, начиная с первых шагов обучения.
Наверное, это не очень хорошо, что детская психика систематически травмируется, начиная со столь раннего возраста. Тем более, что это для многих – уже на всю жизнь: по нескольку раз в год, (а то и месяц) выходы на сцену перед публикой.
С другой стороны, это воспитывает чувство ответственности за результат работы, приучает к собранности, концентрации всех сил на решении определённой задачи в конкретный момент времени, учит владеть эмоциями, вырабатывает волю, и не только исполнительскую.
В случае удачного выступления чувство удовлетворения и радости с лихвой окупает все затраченные усилия. Ну а в случае неудачи – это закаляет характер, делает музыканта сильным, стимулирует к более серьёзной подготовке.
Практика всех музыкантов: от самых юных до самых великих, показывает, что «совсем не волнуются только бездарности». Полностью преодолеть эстрадное волнение невозможно. Как же всё-таки свести к минимуму негативные эмоции, связанные с выходом на сцену?
Очень хорошо помню свои первые академконцерты. Мне было тревожно только лишь от одной мысли: почему это все вокруг волнуются, а мне хоть бы что? Может, со мной что-то не так? Раз все волнуются, значит это нормально. Как бы это сделать так, чтобы и у себя вызвать волнение? Но нет, не получалось.
А почему не получалось? Да потому, что выход на сцену для меня был своеобразной игрой. Ведь не волнуемся же мы, играя на пляже в бадминтон, например? Подумаешь, не поймала воланчик! Ну проиграла, ну выиграла, какая разница? Идём лучше поплаваем!
В раннем детстве мне просто удавалось не придавать этому событию (сдаче экзамена) особого значения, и потому это доставляло не волнение, а удовольствие: выход в красивом платьице на сцену, звучание музыки, предвкушение предстоящего отдыха (каникул), получение новой программы.
Не было стыдно от того, что можно забыть текст. Ну и что? Конечно, очень скоро всё изменилось. А жаль! Значительно позже я прочитала у Григория Когана в его замечательной книге «У врат мастерства» подтверждение своих мыслей о том, что именно неоправданное преувеличение масштаба события (выступление на сцене, всего лишь одно из очень многих предстоящих в жизни) является основной причиной наших страданий.
Эта причина действительно основная. Со временем я нашла ещё две. Таким образом на сегодняшний день мои рекомендации по уменьшению неприятных ощущений в день выступления сводятся к трём пунктам:
1. Осознать реальное значение события. Ты – всего лишь ученик, ещё не мастер. Ты имеешь право на ошибку, и ты не обязан играть безукоризненно. Это выступление – одно из очень многих, оно ничего не решает.
Как бы ты ни сыграл, мнение окружающих о тебе не изменится. Самое плохое, что может быть – они подумают, что ты недоучил программу. Ну, не доучил! И что?
Рекомендации для родителей: каким бы ни был результат выступления вашего ребёнка, его стоит отпраздновать, как радостное событие. Ни в коем случае не упрекайте ребёнка ни в чём – здоровье в любом случае гораздо важнее! В каком-то смысле это действительно всего лишь игра, как и вся наша жизнь. И играть в эту игру надо весело!
2. Во время игры нельзя ставить перед собой задачу, которая начинается с частицы «не»: «не думать о тексте», «не волноваться» и т.д. Лучше всего – как можно плотнее нагрузить голову текущими задачами.
Вспомнить, что написано в нотах между строк: какая динамика, вилочки, фразировка, штрихи, агогика, педализация. Обострите до предела свой слух, следите за тем, что звучит, вслушивайтесь в каждый звук.
Есть очень много нюансов, о которых шла речь на уроках. Каждая мелочь, которая отрабатывалась в классе, должна быть учтена во время исполнения на сцене. Если постараться всё это вспомнить и воплотить в звучании, для волнения просто не останется времени.
3. Заблаговременно нарисовать в нотах и выучить «опорные точки». Тогда вы точно будете знать, что в любой момент в случае «выпадения» из памяти текста можно легко выкрутиться.
Для этого достаточно прыгнуть на ближайшую из предстоящих опорных точек. Страх забывания текста – одна из главных причин неуверенности на сцене. Хорошо выученные опорные точки снимают эту причину.
Если удастся сделать всё, о чём я написала в этих трёх пунктах, то волнение будет вами владеть лишь до первых звуков вашего выступления. Затем произойдёт «включение» в музыку и… впереди останутся только положительно окрашенные эмоции!