Сегодня мы продолжим тему метр в музыке, и пусть эти записи будут для вас небольшой шпаргалкой, по которой вы легко можете вспомнить материал урока и лишний (не лишний!) раз отложить его в памяти. Придётся признаться, что в прошлой нашей беседе о ритме я кое-что упростила, о чём-то умолчала, чтобы не перегрузить объёмом и сложностью материала.
1.Во-первых, вспомним, что кроме звуков в музыке есть ещё паузы (перерывы в звучании), длительность которых измеряется так же, как и длительность звуков. И называются паузы так же, как и длительности, которым они соответствуют. На письме паузы изображаются так:
Целая пауза равна по длительности целой ноте
Половинная пауза равна половинной ноте
Четвертная пауза по продолжительности равна четвертной ноте
Восьмая пауза, соответственно, равна восьмой ноте
Четвертную и восьмую паузы спутать сложно, а вот целую и половинную – запросто! Один из моих учителей имел на этот случай удобное объяснение. Он говорил:
«Представьте, что целое кольцо колбасы висит. Это целая пауза. А теперь мы это кольцо взяли, положили на стол и отрезали кусок. Это половинная пауза: чёрный прямоугольник лежит на нотной линеечке, как на столе».
Может, это и примитивно звучит, но благодаря такой образной ассоциации я никогда не путала эти паузы.
2.Во-вторых, я охарактеризовала МЕТР, как равномерную пульсацию одинаковых длительностей. И это правда, если иметь в виду продолжительность долей. Но это не вся правда, если говорить о силе (громкости) этих долей.
В метре равномерно чередуются сильные и слабые доли. И это чрезвычайно важно. Наиболее ярко метр выражен в таком жанре, как марш.
Левая нога, с которой солдат начинает маршировать, «отбивает такт» и, соответственно, на неё делается упор. Звучит это примерно так:
Музыканты, в отличие от солдат, не маршируют, а просчитывают эти доли. Делается это так:
И вот именно это расстояние от одного счёта «Раз» до следующего «Раз», в музыке называют «один такт». А сам счёт "Раз" называется "сильная доля".
На письме такты обозначаются вертикальными линиями, которые разделяют нотный стан на отдельные «клеточки», в которых находятся ноты. По количеству занимаемого времени (но не места!) все такты абсолютно равны друг другу.
То есть, если в начале указано определённое количество каких-то долей, то и в остальных тактах их будет столько же.
Количество и качество долей в такте называется «размер» (такта) и обозначается в самом начале записи, например:
Эта дробь называется «четыре четверти» (иногда пишется, как буква "С") и обозначает, что в такте находятся ноты, которые могут быть выражены любыми длительностями, но в сумме по звучанию длятся, как 4 четвертных ноты (или 8 восьмых, или 2 половинных, или 1 целая). Как это примерно выглядит смотрите в следующем видеоролике:
Конечно, не все музыкальные произведения имеют размер 4 четверти, так же, как и не всю музыку можно отнести к жанру марша. Но об этом как-нибудь в другой раз. До встречи!