Такт, размер, метр в музыке

метр в музыкеСегодня мы продолжим тему метр в музыке, и пусть эти записи будут для вас небольшой шпаргалкой, по которой вы легко можете вспомнить материал урока и лишний (не лишний!) раз отложить его в памяти. Придётся признаться, что в прошлой нашей беседе о ритме я кое-что упростила, о чём-то умолчала, чтобы не перегрузить объёмом и сложностью материала.

1.Во-первых, вспомним, что кроме звуков в музыке есть ещё паузы (перерывы в звучании), длительность которых измеряется так же, как и длительность звуков. И называются паузы так же, как и длительности, которым они соответствуют. На письме паузы изображаются так:

целая пауза

Целая пауза равна по длительности целой ноте

 

половинная пауза

 Половинная пауза равна половинной ноте

 

четвертная пауза

Четвертная пауза по продолжительности равна четвертной ноте

 

восьмая пауза

Восьмая пауза, соответственно, равна восьмой ноте

 

Четвертную и восьмую паузы спутать сложно, а вот целую и половинную – запросто! Один из моих учителей имел на этот случай удобное объяснение. Он говорил:

«Представьте, что целое кольцо колбасы висит. Это целая пауза. А теперь мы это кольцо взяли, положили на стол и отрезали кусок. Это половинная пауза: чёрный прямоугольник лежит на нотной линеечке, как на столе».

Может, это и примитивно звучит, но благодаря такой образной ассоциации я никогда не путала эти паузы.

2.Во-вторых, я охарактеризовала МЕТР, как равномерную пульсацию одинаковых длительностей. И это правда, если иметь в виду продолжительность долей. Но это не вся правда, если говорить о силе (громкости) этих долей.

В метре равномерно чередуются сильные и слабые доли. И это чрезвычайно важно. Наиболее ярко метр выражен в таком жанре, как марш.

марш

 

Левая нога, с которой солдат начинает маршировать, «отбивает такт» и, соответственно, на неё делается упор. Звучит это примерно так:

 

Музыканты, в отличие от солдат, не маршируют, а просчитывают эти доли. Делается это так:

И вот именно это расстояние от одного счёта «Раз» до следующего «Раз», в музыке называют «один такт». А сам счёт "Раз" называется "сильная доля".

На письме такты обозначаются вертикальными линиями, которые разделяют нотный стан на отдельные «клеточки», в которых находятся ноты. По количеству занимаемого времени (но не места!) все такты абсолютно равны друг другу.

То есть, если в начале указано определённое количество каких-то долей,  то и в остальных тактах их будет столько же.

Количество и качество долей в такте называется «размер» (такта) и обозначается в самом начале записи, например:

размер

Эта дробь называется «четыре четверти» (иногда пишется, как буква "С") и обозначает, что в такте находятся ноты, которые могут быть выражены любыми длительностями, но в сумме по звучанию длятся, как 4 четвертных ноты (или 8 восьмых, или 2 половинных, или 1 целая). Как это примерно выглядит смотрите в следующем видеоролике:

Конечно, не все музыкальные произведения имеют размер 4 четверти, так же, как и не всю музыку можно отнести к жанру марша. Но об этом как-нибудь в другой раз. До встречи!
Подпись
Жду ваших комментариев


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *