Чувство ритма - пожалуй, главная составляющая в полном комплекте музыкальных данных. Как можно дома помочь ребёнку развить такое важное и необходимое качество?
Один из основных навыков, без которых невозможно воспроизводить правильно ритмический рисунок – это способность слышать равномерную пульсацию одинаковых долей, другими словами, метрическую пульсацию.
Об этом уже шла речь в статье «В начале был ритм», где одно из упражнений («Шаги») помогает в решении этой задачи. У музыки очень много точек пересечения с математикой, и один из таких моментов – необходимость вести постоянный счёт во время игры.
Это именно то, чего дети очень не любят и, как правило, не делают. В результате играют неритмично. Не хотелось бы их огорчать, но счёт при игре на любом инструменте – это абсолютная неизбежность, причём с самого начала и до седых волос.
Правда, со временем отсчёт конкретных долей времени переходит в ощущение внутренней пульсации. Но до этого начинающим пианистам ещё далеко.
Для начала им необходимо усвоить метрический квадрат, усвоить твёрдо, доведя это понимание до автоматизма. У нас очень многие вещи приходится сначала осознавать, а потом доводить до автоматизма, чтобы разгрузить сознание, занятое во время игры решением огромного количества задач.
Сразу оговорюсь, что на уроке преподаватель обязательно (и неоднократно) объяснит вашему ребёнку понятие длительностей нот, правила счёта, его необходимость. Однако практика показывает, что дома ребёнок, скорее всего этого делать не будет – уж больно не творческая задача!
В результате два раза в неделю он будет играть ритмично, а остальные пять дней – нет. Вот и уходят на борьбу с неритмичной игрой годы… Всё будет намного проще, если дома материал урока будет закрепляться, да ещё и зрительно-осязательных примерах.
Любой родитель, не имеющий музыкального образования, вполне может с этим справиться. Возьмём обыкновенное яблоко, на примере которого чаще всего в музыкальных школах объясняют четырёхдольное строение метра.
Фактически, это речь идёт о простых дробях, которые надо освоить с самого начала, поскольку на этом строится весь счёт в музыке. Здесь важно понять следующие вещи:
1. Музыканты ведут счёт определёнными единицами времени, которые имеют свои названия.
2. Более крупные единицы времени содержат внутри себя более мелкие, (состоят из более мелких).
Самая крупная единица времени в музыке называется «Целая» нота. Она целая, потому что её ещё никто не поделил. Таким бывает яблоко, пока его не разрезали:
Целую ноту мы считаем так:
«Раз-и-два-и-три-и-четыре-и»,
то есть, в ней содержится в общей сложности 8 одинаковых долей (по количеству слогов).
3. Важное правило: деление крупных единиц на более мелкие происходит всегда на равные доли и этих долей всегда чётное количество.
Первый раз разрезав яблоко на 2 части, мы получаем так называемые «Половинки», или «Половинные» ноты:
Половинок в целой ноте две, поэтому первую из них мы считаем: «Раз-и-два-и», а вторую продолжаем так: «Три-и-четыре-и», то есть в каждой из половинок содержится по 4 одинаковых доли, а раз половинок 2, то в сумме выходит снова 8 одинаковых долей.
Разрезав эти половинки ещё раз пополам, мы получим уже 4 кусочка яблока, или 4 равные доли, которые называются «Четвертинки», или «Четвертные» ноты:
Первая четвертинка идёт на счёт: «Раз-и», вторая – «Два-и», третья – «Три-и» и четвёртая – «Четыре-и». Другими словами, в каждой из четырёх четвертных нот содержится по 2 одинаковых доли, а в сумме их получается снова 8 (как в целой ноте)
И, наконец, ещё раз разделив каждую из частей на 2 одинаковые по размеру частички, получаем восемь равных долек, их называют «Восьмушки», или «Восьмые» ноты. Каждая из них – отдельная долька, всего их 8 и все вместе в сумме они составляют целую ноту.
4. Ещё одна важная деталь: надо добиться полного понимания ребёнком причины, по которой четвертинка меньше, чем половинка. Это очень частая ошибка. Детям сложно понять, почему цифра 4 больше, чем 2, а долька, которая обозначается ¼ меньше, чем ½. Для этого мы и режем яблоко, чтобы наглядно на практике это увидеть.
Поскольку все кусочки яблока одинаковы по размеру, то и отсчёт долей происходит через одинаковые промежутки времени. Эту равномерную пульсацию одинаковых долей называют МЕТРОМ.
Когда мы пытаемся воспроизвести ритм знакомой мелодии, то слышим, что на самом деле все нотки имеют очень разную длину: есть короткие, а есть длинные. Этот «рисунок» из разных длительностей называют РИТМОМ.
Эти два рисунка, возможно, помогут яснее понять принцип соотношения метрических долей времени:
Если упростить понятия, то можно сравнить метр с сеточкой, канвой, а ритм – с узором, который на эту канву наносится. Если канва будет неровной, то и узор получится кривой. Поэтому в основе ритма всегда лежит равномерное чередование долей (метр), которое надо усвоить очень хорошо.
Поверьте, что это необыкновенно важно. Не знаю: смешно это, или грустно, но недавно мне пришлось резать яблоко со студенткой II курса училища. Пробелы начального образования очень сложно впоследствии восполнить.
Поэтому не пожалейте времени: поиграйте со своим ребёнком в разрезание яблока и посчитайте образующиеся от этого деления доли. Если говорить в целом, то, конечно, музыка – это занятие очень творческое, интересное, захватывающее.
Но… в процессе приобретения навыков исполнительства есть несколько тем, которые не вызывают у детей большого восторга. Более того, они могут даже отбить желание заниматься. Одна из таких тем – аппликатура (необходимость заучивать правильные пальцы) и вторая – счёт во время игры.
Чем скорее ребёнок пройдёт этот «нудный» период освоения длительностей, тем проще и интереснее ему будет в дальнейшем.
А если кроме уроков в школе, он получит дополнительную информацию дома, если мама будет осваивать эту хитрую науку вместе с ним, процесс пойдёт намного скорее и будет меньше шансов услышать: «Заберите меня из этой школы!»