Фортепиано. Акустика или цифра?

ФортепианоФортепиано. Если ваш выбор остановился на нём, сразу автоматически  возникает необходимость решать вопрос с приобретением инструмента для обучения. Наличие пианино в доме – абсолютная необходимость при обучении игре на фортепиано и крайне желательно при обучении на любом другом инструменте. К тому же в любом случае в круг обязательных для изучения предметов всегда входит курс игры на фортепиано в том или ином объёме.

Современные реалии предоставляют нам возможность выбора различных вариантов клавишных инструментов. Попробую дать краткую характеристику и рекомендации относительно такого выбора.

Хотела бы сразу оговорить, что ни о каких синтезаторах при выборе инструмента для обучения речи быть не может. Механика синтезатора имеет конструкцию, отличную от пианино и, соответственно, вызывает иные тактильные ощущения.

Преимущества цифрового (электронного) инструмента:

1. Возможность регулировать громкость. Это свойство позволит вам сохранить хорошие отношения с соседями. Кроме того, иногда бывает необходимо позаниматься в совсем неурочное время. Здесь это можно себе позволить, надев наушники и отключив внешние динамики.

2. Механическое пианино нельзя взять подмышку и отнести на летний сезон к себе на дачу, а цифровое можно!

3. На цифровом инструменте можно «поиграться с различными тембрами, имитируя орган, клавесин, инструменты оркестра и знакомясь с ними таким образом. Можно записать себя и послушать со стороны (хотя для этого прекрасно подойдёт и обычный магнитофон). С другой стороны, эти игрушки отвлекают от серьёзных занятий.

4. Встроенный метроном лично я не считаю преимуществом. Обычный метроном ничем не хуже.

Преимущества «акустики» (молоточкового фортепиано) касаются основных, базовых параметров инструмента:

1. Качество звука. В «акустике» он живой, певучий, причём каждый инструмент имеет свой, единственный и неповторимый голос. Его качество очень сильно зависит от способа прикосновения к клавишам и благодаря этому ребёнок постигает секрет рождения музыки. В «цифре» звук записан заранее на цифровые носители. Его можно «аранжировать», но нельзя «родить».

2. Наличие клавиатуры, которая всегда тяжелее, чем в «цифре», что бы вы ни прочитали в рекламе. В цифровом инструменте вместо клавиатуры есть только кнопки с пружинками, которые пытаются (не слишком удачно) имитировать клавиши. Эта имитация молоточкового механизма никогда не сможет быть полноценной. Занимаясь на цифровом инструменте, ваш ребёнок никогда не сможет прочувствовать, как именно он должен изменить прикосновение, чтобы это привело к ожидаемому и желаемому им результату. А именно это умение и отличает истинного музыканта-профессионала, мастера своего дела. Поэтому в приличных школах (в ЦМШ в первую очередь) ученика, не имеющего дома «механики» отчисляют из школы, каким бы талантливым он ни был.

Новое акустическое пианино, о котором есть смысл говорить, не может стоить дешевле 1 тысячи долларов. Приобретение хорошего нового пианино может стоить от 3 до 10 тысяч долларов. Это довольно высокий ценовой порог и, если вы не можете в настоящий момент заплатить такую сумму, можно купить подержанный, но вполне приличный акустический инструмент за небольшие деньги. Дешёвый инструмент всё же лучше, чем полное его отсутствие.

Однако, здесь понадобится помощь хорошего и незаинтересованного специалиста. Лучше брать инструмент не слишком старый и лучше, если на нём уже играли какое-то время, но не слишком долго. Учтите также, что пианино в любом случае – покупка не дешёвая и иногда незначительное увеличение стоимости переводит его в другой уровень качества, а если в будущем инструмент станет предметом первой необходимости, то замена его при росте запросов будет стоить гораздо дороже. Если инструмент выбран неудачно, это может стать причиной потери интереса к обучению или усвоению неверных приёмов игры. Мудрым решением будет покупка самого дорогого из того, что вы можете себе позволить.

Цифровые инструменты, мало-мальски пригодные для начального обучения, стоят, как правило, дороже 1000 долларов, так что выигрыша в цене здесь нет.

Для музыканта-професионала вопрос о выборе инструмента не стоит: это однозначно акустика, причём хорошая. Однако, идеальным вариантом является наличие двух инструментов: цифры для черновой работы, для работы в наушниках в нестандартное время и хорошее акустическое фортепиано, предпочтительнее рояль, для оттачивания профессиональных качеств. Если выразить коротко основные мысли, то это будет выглядеть так:

1. Акустика лучше, чем цифра при одинаковом или похожем уровне качества.

2. Плохой акустический инструмент хуже, чем хороший цифровой.

3. Внимание родителям особо одарённых детей! Вашему ребёнку категорически нельзя заниматься как на цифровом, так и на подавляющем большинстве обычных инструментов. Для него подойдёт только очень хорошее фортепиано, причём желательно, чтобы это был рояль.

4. Именно в начальном периоде обучения решается очень многое. Поэтому для начала и инструмент, и педагог должны быть как можно качественней. А если уж «не заладится», тогда можно всё это поменять.
Подпись
Жду ваших комментариев


Комментарии

Фортепиано. Акустика или цифра? — 4 комментария

  1. Очень радует, что Вы не отвергаете полностью возможность использования электронного пианино. Техника очень сильно шагнула вперед. Мы приобрели для ребенка Roland LX-15, самый лучший инструмент этой фирмы. Звук превосходный, внешний вид — тоже. Наш педагог была потрясена, когда первый раз играла на нем. Кстати, весит наш красавец около 100 кг. Надеюсь, что дочка сохранит желание учиться игре на фортепиано как можно дольше.
    Большое спасибо за статью. Юлия

    • Спасибо за отзыв. Буду рекомендовать тем, кто приобретает электронное фортепиано имено этот вариант. Жаль, что вы не сообщили стоимость инструмента. Сегодня для многих это очень актуальный вопрос.

  2. Спасибо за уточнения и дополнения к моей статье. Хотя ваш комментарий и не опровергает моей основной мысли, которую вы повторили в своём постскриптуме. Человек всегда будет тянуться к живому, а рояль — существо одушевлённое!

  3. Статья сильно устарела. Сейчас в цифровых инструментах уже не используют пружинки для клавиш, а имитируют молоточковый механизм и вес клавиш разный.

    В любом случае цифра будет вечно приближаться к акустике и вряд ли когда-то станет вровень, но желательно учителям (особенно учителям) и ученикам ознакомиться с последними моделями цифры и обновить свое мнение.
    Отсюда учителя и решат: стоит ли их ученикам заниматься на цифре, или не желательно.

    Раньше был категорически против цифры, а сейчас не пожалел что купил.
    Почти по всем параметрам лучше чем предыдущий бюджетный акустический вариант.

    Кстати, цифру под мышку взять не так просто (весит около 65кг в неупакованном виде 🙂 ).

    P.S. Но в итоге я все равно мечтаю про акустический рояль.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *