Домашнее задание по музыке: надо ли его делать с ребёнком?

домашнее задание по музыке

Домашнее задание ребёнка в общеобразовательной школе, его качественное выполнение, обычно контролируется родителями. Особенно, если речь идёт о младших классах. И это правильно. При этом домашнее задание по музыке вызывает лёгкую растерянность: чем я могу здесь помочь, что я в этом понимаю?

Давайте разбираться вместе. Нужно ли вам музыкальное образование, чтобы отличить хорошего певца-профессионала от безголосого дилетанта? Должны ли мы сначала закончить театральный институт, прежде чем сможем оценить игру актёра, или и без этого видно, кто чего стоит?

Разве мы не оцениваем таким же образом уровень специалистов по фигурному катанию, художников, поэтов? Именно этим мы и занимаемся постоянно: дилетанты дают оценку профессионалам, причём в искусстве это особенно просто – всё очевидно!

1.Поэтому первый контроль на уровне: «хорошо - плохо», «нравится - не нравится» можно делать смело, без всякой подготовки. Конечно, вашего интуитивного ощущения ещё недостаточно, чтобы оказать ребёнку реальную помощь в выполнении домашнего задания, однако знайте, что кое-что вы и в этой сфере понимаете. Итак, прежде всего надо снять страх неуверенности в себе.

2.Второе, что я очень настоятельно вам советую: начните учиться музыке вместе с ребёнком. Сделайте это, даже если такая мысль на первый взгляд кажется вам дикой. Просто начните. Не надо проходить с ним всю программу музыкальной школы, достаточно пройти какое-то время самое начало пути, но именно вместе со своим ребёнком.

Ходите вместе на уроки музыки, делайте то же, что задают ему. Это обязательно увлечёт вас. Кроме того (и это главное!): ничто на свете так не сближает людей, как совместная трудовая деятельность! Ваши отношения с детьми станут ещё ближе, у вас появится общий предмет, который вы оба осваиваете с нуля, на равных, вы становитесь как бы школьной подружкой. Это просто обалденная модель отношений – попробуйте!

3.В-третьих, и это тоже очень важно, в процессе обучения появится элемент соревнования, это всегда вызывает азарт, повышенный энтузиазм. Мало того, очень скоро ваш ребёнок начнёт вас обгонять, и это обязательно даст ему дополнительный стимул для занятий – успех всегда окрыляет, а в данном случае он обогнал даже маму, которая всегда всё знает лучше! Это – серьёзная победа!

4.В-четвёртых, даже проходя с ребёнком один или два года на уроки, вы уже начнёте гораздо лучше ориентироваться в том, что пугало и казалось вам недоступной крепостью. По крайней мере, если не на практике, то теоретически вы начнёте прекрасно разбираться в сути тех заданий, которые получает ваш ребёнок и вам будет совсем не сложно ему помогать в случае необходимости.

5.Освоив даже самые азы музыкальной грамотности, вы будете уже по-другому относиться к звучащей академической музыке, будете иначе её слышать и точнее оценивать, научитесь получать от неё большее удовольствие, чем раньше. Другими словами, вы тоже получите дополнительное развитие в качестве приятного бонуса.

Как же всё-таки конкретно имеет смысл заниматься с ребёнком дома? На том этапе, когда вы проходите материал вместе, делайте и уроки по музыке совместно. Позднее, когда вы отстанете (или вам надоест напрягаться), достаточно просто прочитать дневник и напомнить ребёнку несколько вещей.

  1. Любая работа, не только за роялем, должна быть целенаправленной. Это очень важный навык, которому учит музыкальная школа. Когда ваш ребёнок учит уроки, заданные в общеобразовательной школе, вы не можете знать, насколько интенсивно он это делает: ну сидит за столом – это видно. А вот чем заняты его мысли? Может, они очень далеки от предмета?

У нас же всё очень хорошо можно слышать. Поиграть на пианино «просто так, для удовольствия» можно после выполнения работы (и такое «свободное музицирование», а ещё лучше, собственная импровизация, даже очень желательны).

Сначала же, на свежую голову, надо чётко выполнить задание буквально по пунктам, обозначенным в дневнике. Вы можете даже не сидеть рядом, но, готовя на кухне обед или сидя за компьютером, вы всё равно улавливаете звуки и можете вмешиваться, если слышите, что началась уже не «работа», а «игра».

  1. Имейте в виду, что ни один учитель музыки не приветствует во время работы игру произведения от начала до конца. Это не работа, это игра. А для работы берётся очень небольшой участок текста (чем он меньше, тем лучше, тем быстрее идёт процесс).

Поэтому, если вы слышите звучащий большой эпизод музыки – смело можете сделать замечание на эту тему. Иногда мы даже берём в работу не весь такт, а часть его, то есть в звучании это займёт всего несколько секунд.

Иногда работа ведётся на таком же маленьком участке, но только одной рукой и лишь после этого идёт соединение двумя. То есть, работа – это когда многократно проигрывается очень небольшой отрезок текста с целью решить в нём определённую задачу, добиться нужного звучания.

  1. Вы можете прислушаться и в случае необходимости сделать замечание по поводу грубого, стучащего звука, однообразия в нюансировке (вы ведь в состоянии понять, что в звучащей музыке мало оттенков динамики, то есть всё играется монотонно, одним звуком). В музыкальном исполнении всегда присутствует разнообразие динамических градаций (тише - громче).
  1. Если вы слышите, что в игре ребёнка идут постоянные сбои в одном и том же месте, значит - он просто ленится остановиться и специально поучить именно эти пару тактов. Было бы неплохо ему напомнить, что учить надо именно то, что не получается, а не всё подряд.
  1. Думаю, что большинство из вас в состоянии услышать грязную педаль (это когда одновременно остаются звучащими много звуков, дающих неприятные для слуха наслоения чужеродных гармоний, а иногда даже соседних звуков). По крайней мере, последите, чтобы взятие педали не сопровождалось стуком ноги о педальную лапку.
  1. А вот против периодического «выскакивания» из-за инструмента я бы не возражала, если это вызвано усталостью от усердной работы. Минут через 20 можно себе позволить прерваться ненадолго, освежить голову. Несколько коротких «подходов к снаряду» более продуктивны, чем один длинный.

Конечно, не всегда вы присутствуете дома. Но можно договориться, чтобы в ваше отсутствие ребёнок делал уроки общеобразовательной школы, где вы можете лишь проверить результат.

А вот в занятия музыкой вы как раз можете вмешиваться в процессе их выполнения, поэтому лучше, если вы будете слышать, как выполняется домашнее задание музыкальной школы.
Подпись
Жду ваших комментариев


Комментарии

Домашнее задание по музыке: надо ли его делать с ребёнком? — 4 комментария

  1. Здравствуйте, Татьяна! я преподаватель скрипки в ДМШ. В конце своей «карьеры» занялся обучением малышей. Появился довольно способный ребенок, но уже 1.5 года обучения плохо, а теперь уже и совсем не занимается дома. На уроке, мне кажется, взаимоотношения, работоспособность, интерес хорошие. Что кажется мне:
    1. музицирование — довольно интимный процесс, присутствие посторонних (даже родителей) при этом стесняет.
    2. Среда. Отсутствие сверстников, занимающихся музыкой — беда провинциальных учащихся.
    Этот велосипед я, конечно, изобрету, но хотелось бы знать приемы других педагогов. Меня устроил бы Ваш ответ Вере от 25.01.2015 в «Домашнее задание по музыке: надо ли его делать с ребёнком?»
    С уважением и благодарностью за Ваш очень интересный сайт — Самохин А.П. г. Актюбинск, Республика Казахстан.

  2. Здравствуйте, Вера! Спасибо вам за ваш комментарий. Подробный ответ на него я отправила на ваш E-mail.

  3. Здравствуйте, Татьяна! Мой ребенок вот уже 2 года занимается музыкой на фортепиано. Ему 7 лет. 1,5 года он занимался дома с педагогом и с сентября пошел в музыкальную школу. Оба педагога сразу же и постоянно говорят о его способностях к музыке. С педагогами он заниматеся с удовольствием. Но ни в какую все 2 года не хочет заниматься сам. Я вместе с ним сажусь и стараюсь разабраться в задании. Спрашиваю у него совета. Но на любой мой коментарий ошибки он начинает дергаться и говорить «Я не могу» и бросает занятия. Начинаются скандалы. Причем нытье начинается сразу. Не проходит и 5 минут. Посоветуйте, взять ли педагога на дом для выполнения домашнего задания или бросать занятия музыкой. Очень не хотелось бы. Поскольку способности, действительно, есть. И будет обидно услышать от него взрослого упреки, почему не настояли. Но так жить нет сил. Я порчу нервы и себе и ребнку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *