Как бросить музыкальную школу?

бросить музыкальную школуКак бросить музыкальную школу? Рано или поздно, но этот вопрос обычно (к сожалению) встаёт перед тем, кто мужественно согласился взвалить на свои хрупкие детские плечи эту тяжёлую ношу. Бывает даже, что ребёнок в отчаянии вводит этот вопрос в поисковую строку браузера, пытаясь найти единомышленников, которые помогут ему
решить проблему с несговорчивыми родителями.

Ситуация неприятна для обеих сторон: растерянные родители, недовольный ребёнок…  Отчего всё это возникает? В чём причина проблемы и, главное, как выйти из неё с минимальными потерями? Попытаюсь обозначить наиболее вероятные причины сложившейся ситуации.

В процессе обучения музыке всегда есть 3 стороны: родители, педагог и сам ребёнок. Соответственно, если что-то не клеится – значит, какое-то звено неправильно функционирует.

I.Начнём с педагога.

1) Специфика нашего обучения – в его индивидуальности. На этом многое завязано. Основные знания и навыки приобретаются в классе специального фортепиано у одного-единственного педагога, поэтому у нас каждый класс - авторский. Педагог – ключевое звено. Даже в консерваторию всегда едут учиться к заранее выбранному педагогу. То есть выбирают именно его, а не сам вуз. То же и в училище. Не важно: где вы учились, важно - у кого.

Поэтому, прежде, чем отдавать ребёнка в музыкальную школу, обязательно поинтересуйтесь рейтингом преподавателей и выберите максимально подходящего для вашего ребёнка. С этой целью было бы неплохо походить на консультации (у нас это практикуется) ещё до поступления, чтобы понять, что именно с этим педагогом у вас проблем не должно возникнуть.

2) Однако, бывает так, что и опытный, знающий педагог не занимается с ребёнком с полной отдачей. Вам начинает казаться, что с ребёнком халтурят, недорабатывают, его недооценивают, не любят по-настоящему, не уделяют должного внимания.

К сожалению, иногда бывает и так. И очень часто такое бывает по вине самих же родителей. Вспомните, не говорили ли вы своему преподавателю, что отдали ребёнка «на музыку» только для общего развития, «для себя»?

Что делать из этого профессию вы не намерены? Что его нельзя задерживать на уроках дольше положенных 45 минут, потому что у него ещё плавание, художественная школа, танцы, кружок юного электротехника или что-то там ещё?

Открою вам секрет: 45 минут по два раза в неделю не всегда бывает достаточно для перспективного ученика. Все мы с такими детьми обычно перерабатываем и в смысле качества отдачи на уроках, и в смысле переработки за счёт своего свободного времени.

Однако, никто не захочет так выкладываться ради ребёнка, который учится «для себя». Для себя – значит, можно кое-как. Любой учитель музыкальной школы понимает это только так. С таким учеником никто и никогда не будет работать с полной отдачей.

И знаете что? Я в этой ситуации на стороне педагога. Той энергии, которую мы отдаём заинтересованным детям, на всех не хватит. То есть, формально педагог свою работу выполнит, но без энтузиазма с обеих сторон ничего хорошего не получится.

3) Очень часто родители боятся перегруза ребёнка, именно поэтому просят для начала не слишком усердствовать (посмотрим ещё, как пойдёт). Однако, практика говорит о том, что чаще всего причина угасания интереса – именно недогруз, а совсем не перегруз.

Детям неинтересно делать что-либо плохо. Вспомните, именно у самых требовательных педагогов в школе бывает наибольшее количество увлечённых предметом детей! Если же информация идёт «по верхам» - детям становится скучно. При серьёзной нагрузке они увлекаются, занятия музыкой становятся важными, их уже не приходится заставлять и уговаривать.

Но приходит это осознание иногда лишь в старших классах, когда многое может быть потеряно безвозвратно. Здесь важно не упустить время и дать полноценное развитие: если уж вы в этой школе находитесь – берите всё по полной, чтоб не пришлось жалеть!

4) Одной из редких, хотя и возможных причин может быть неконтакт с педагогом. Я имею в виду чисто на человеческом уровне: симпатия-антипатия. Такое тоже может быть.

5) Дети обычно очень небезразличны к своему репертуару. Возможно, по каким-то причинам, вашего ребёнка не привлекает именно то, что ему дают играть. Может быть, на какое-то время нужно переключиться на так называемую классическую попсу, а возможно, наоборот, для ребёнка будет интересно попробовать себя во взрослой, серьёзной музыке.

Когда речь идёт об исчезновении интереса, надо идти на всё, чтобы его вернуть, потому что именно это – главное! Без этого дальше вообще ничего может не быть. Эта тема – в компетенции педагога, и обсуждать это надо с ним.

II.Родители.

Обычно ребёнку, который хочет бросить музыку, ещё далеко до «возраста падения авторитетов», когда просыпается желание идентифицировать себя, как самостоятельную личность, со своими собственными взглядами, не зависящими от окружения. А от кого мы с детства зависим? Вот эту власть и надо свергнуть, перестать подчиняться.

До всего этого ещё далеко. Сейчас он полностью под вашим влиянием, даже если этого и не осознаёт. Под влиянием я имею в виду не то, что ребёнок обязательно сделает всё, как вы скажете. Это как раз не обязательно, в каком-то конкретном случае может и не послушаться.

Но в главном он сейчас – ваше зеркальное отражение. Причём, отражает он не то, о чём вы с ним говорите, а то, что вы делаете, то, как вы мыслите на самом деле (иногда даже не вполне отдавая себе отчёт). Душа ребёнка видит всё ваше нутро, все его положительные и всякие другие стороны и всё это бессознательно перенимает.

Вы можете сколько угодно говорить своим детям о полезности и даже необходимости обучения музыке для их общего и всестороннего развития, но, если в глубине души вы не считаете это занятие серьёзным и перспективным для них – именно это они и прочитают в ваших словах. И будут относиться к этим занятиям, как к не очень нужным. Надоело – бросили.

Конечно, идеальным для ребёнка было бы видеть дома со стороны родителей искреннюю заинтересованность и увлечённость музыкой. А это значит, что дома часто звучит именно классическая музыка, а не тупая попса. Вы ходите с детьми на концерты, причём не принуждаете себя к этому, а идёте с большим желанием, получая от этого удовольствие.

Дома часто разговоры крутятся на темы искусства в целом и музыки в особенности. Вы вместе обсуждаете услышанное, восторгаетесь искренне чьим-то исполнением, разъясняете ребёнку причины своего восторга, учите разбираться в качестве исполнения, формируя вкус. Читаете книги о музыкантах и музыке, обсуждаете их.

Смотрите интересные документальные фильмы о пианистах (кстати, даже на моём блоге их немало, да это и не единственный источник). Профессия музыканта вызывает у вас подлинное уважение, вы очень жалеете, что не получилось сделать это своей профессией. Ну, и так далее, в том же духе. Думаю, вы поняли (музыка – в центре, вы на ней сфокусированы).

Если же всё обстоит наоборот, или не совсем так, то это тоже может быть причиной охлаждения к занятиям. Ребёнок знает, что может сбросить с себя этот нелёгкий груз, потому что на самом деле вы это переживёте спокойно.

III.Ребёнок.

Среди причин, исходящих от самого ребёнка, чаще всего имеет место самая банальная лень. Столкнувшись с трудностями, мы стараемся от них уйти, а из «музыкалки» всегда можно «выписаться», это не общеобразовательная школа, которую не сбросишь так просто, хотя хочется не меньше. Что тут сказать?

У детей занятия музыкой никогда не идут ровно: бывают периоды охлаждения, которые обязательно проходят, если не дать слабинку, не идти на поводу и продолжить обучение. Я часто встречала таких детей (уже выросших), которые потом локти себе кусали и очень жалели, что родители не настояли на продолжении учёбы.

Конечно, здесь нужна гибкость, нужны беседы с ребёнком, беседы отдельно с педагогом. Надо найти путь, максимально подходящий именно для вас.

Я от души желаю всем детям, которые имеют счастье учиться музыке, а также их родителям  благополучного прохождения кризисного периода, желаю терпения, воли и любви друг к другу!

P.S. В дополнение рекомендую почитать статьи:

«Родители и дети», 

«Две школы: общеобразовательная и музыкальная»

«Музыкальная школа. Зачем это вам?»

 

Подпись
Жду ваших комментариев


Комментарии

Как бросить музыкальную школу? — 29 комментариев

  1. Моей дочери 16,5 лет. Сейчас она учится на 1 курсе музыкального лицея по классу скрипки. с 1 класса (с 7 лет) мы учимся в специализированной музыкальной школе (лицей при ней же). Почти 10 лет две школы с утра до вечера.У дочки талант (идеальный слух), она шикарно играет на скрипке и на Фортепиано.Голос-сопрано.Все годы на 5 по музыкальным предметам, на конкурсах призовые места, музыку обожала всегда, я её поддерживала всегда, в Ютубе есть ее выступление на конкурсе в Италии (2 место получила), вся наша семья и моё окружение гордились ею.2 недели как она решила бросить школу и стать врачом (хирургом) Мы надеялись, что она поступит в консерваторию и будет играть в оркестре и выступать соло, но она не хочет слышать не чьих доводов, как мне быть, я в шоке, мы не разговариваем, а если разговариваем- ругаемся, в школу не ходит, я в отчаянии! Не могу работать , все мысли о ней!

  2. Добрый день. Сыну 12 лет. С 8 лет занимается в музыкальной школе, сначала на духовом 2 года, были хорошие успехи и замечательный преподаватель, выступления и концерты, но постоянные стоматиты во рту сильно затрудняли занятия на духовом инструменте, перевели на синтезатор, год занимался с удовольствием, потом началась антипатия с преподавателем, в результате — полное отсутствие интереса к занятиям. Хочет бросить, ходит в музыкалку только потому, что дал мне обещание, но мне видно его апатию и отсутствие интереса. Задумываюсь — наколько нужно ребенку это образование, не хватает времени сделать уроки в общей школе.

    • Добрый день, Анна! Лично я убеждена в том, что бросить так называемую «общую» школу было бы гораздо меньшей потерей. В своих статьях: «Музыкальная школа. Зачем это вам?» и «Две школы:  общеобразовательная и музыкальная» я излагаю некоторые аргументы (далеко не все) в пользу своего убеждения. Забрать ребёнка из школы гораздо проще, чем заниматься им, помогая решить его проблемы. Если вы просите моего совета, то исходить надо из того, что ваш сын должен иметь только самого замечательного учителя, с которым он и вы (!) сможете наладить тесное и плодотворное сотрудничество. И не страшно, если для этого придётся менять педагога. Кажется, в вашем случае проблема именно в неудачном выборе преподавателя, который может и хорош сам по себе, но по каким-то параметрам не подходит вашему сыну. Исходите из того, что интересы ребёнка всегда важнее. Музыкальное образование во всём мире — самое дорогое отнюдь не случайно, не спешите лишать своего сына этого блага.

  3. Сын занимается в музыкальной школе с 5,5 лет. Два года подготовительные, потом блокфлейта, сейчас уже полтора года на кларнете. Бросать не хочет. Но заниматься дома тоже не хочет. По всем предметам четверки. Пока учимся нам сменили уже трех педагогов.Кто в декрет, кто по семейным обстоятельствам.Времени уживается много. Ни на каких конкурсах не выступаем. Единственный концерт был в самой школе. Играл в составе оркестра. Стоит ли продолжать ходить в школу? Я все думаю, а вдруг его «прорвет» и он заиграет лучше? Я в свое время тоже занималась музыкой, но педагог ушел в другое место, а родители ничего не предприняли и занятия мои закончились. Сейчас я жалею, что не доучилась.Как бы так же не вышло и с сыном. Что же делать?

  4. У нас сейчас сложная ситуация. Моя дочка закончив 5 классов по фортепиано захотела бросить школу.Все лето ныла и говорила что у нее много времени идет на дорогу. А ей хочется записаться и на гитару и на другие кружки. Ее очень любят преподаватели как в музыкальной так и общеобразовательной. Учится она хорошо. Год назад мы просили ее педагога(куратора) поменять ей педагога по фортепиано так как видели что у нее пропадает интерес к этому инструменту. И усложнить репертуар. К сожалению ничего этого делано не было. Даже песни которые давали очень детские. Моя дочь уже не хотя ходила в музыкальную школу. Потом моя дочь сказала что записалась на кружок гитары в другой музыкальной школы рядом с домом. Тогда я предложила дочке переход в эту школу, чтобы не бросить вообще и закончить музыкальную школу. Дочка согласилась. Обиделись все учителя, расстроилась ее учительница для которой она является любимицей. Сейчас мою дочь сделали предателем. Школа кв которой она училась далеко от дома. Я надеюсь что в другой школе у нее появится интерес к музыке . Может мы не правильно поступаем. Документы еще не забрали. Но такое чувство что после разговоров оставаться не стоит и нужно уходить в другую. Мне очень важно ваше мнение.

  5. Спасибо за статью, согласна с Вами. Без треугольника преподаватель — ребёнок — родитель не получится результата. В моей жизни, оч музыкальной девочки по мнению педагогов, был опыт музыкальной школы в 1980 по классу фортепиано 7 лет. За два года до окончания бросила, причем здав заключительный экзамен на 5 по пятибалке. Лето.. мне задали 10 пьес на разучку, июнь пролетел, июль начал давить, август поставил точку. Не знаю как сдать зачёт в сентябре, в муз. школу больше не пойду..
    И прошло 30 лет, я села за инструмент и с удовольствием разучила „К Элизе». Сейчас знаю, что мне не хватало этого треугольника, просто поддержки и всего того что вы описали в своей статье.
    Ю.

  6. Ходила 3 года в музыкальную школу (ДШИ), училась на одни пятёрки, а потом стало не хватать времени даже на д/з. Мама настояла, чтобы осталась. Потом преподаватель сказала, что переведёт меня через класс, из 3-го в 5-й. Всё те же пятёрки. Сейчас я в 6-м классе, я ходила всего на 6 уроков в неделю, и вместо ансамбля мне поставили еще и 2 урока гитары. В прошлом году у меня и так был один свободный день — воскресенье, а теперь нагрузка в образовательном учреждении усилилась, и очень трудно всё совмещать. В 4-й четверти надо весь месяц готовиться к экзаменам в мае, но в то же время в ДШИ начинаются конкурсы и олимпиады, в которых я участвую. Всегда перед и после уроков вся на нервах, остался один год учебы, и лучше бы я играла пьесы не для программы, чтобы их потом сдать, а для себя, но не кое-как, конечно. Преподаватель видит во мне потенциал, но уже всё надоело, хочу бросить снова, но стоит ли?

  7. Все сложно. Голова разрывается от трудности принять решение: разрешить бросить школу или настоять на своем. Дочери 14 лет — переходный возраст. Осталось доучиться пол года и сдать выпускные экзамены. На днях вернулась после неудачного прослушивания экзаменационной программы и заявила,что больше туда не пойдет и сдавать не будет. Ни какие довод слушать не хочет. Как мне поступить?

  8. Дочке скоро 12. 6 класс фортепиано. Учится на 5. В общеобразовательной школе тоже отличница. Конкурсная. Дважды играла с симфоническим оркестром. Слух и способности имеются. Мелодию может с ходу подобрать. Педагог замечательный. Дома музыкантов нет, но вся семья включилась в процесс. Даже бабушка с дедушкой. Я, как мама, с самого начала присутствую по просьбе педагога на уроках. За это время и сама кое-что стала понимать. Учимся вместе. Не скажу, что все безоблачно. И ругались, и заставлять приходилось, и беседы долгие вели. С самого начала были проблемы с педагогом по хору. Так и не нашли общий язык. С четвертого класса на хор не ходит. В школе пошли нам навстречу.
    И вот, в итоге категорично: «Хочу бросить!»
    Пытались разговаривать, но дочь — само упрямство! Занимается нехотя. Мотивации — ноль. Играет и повторяет «Хочу бросить! Мне это не надо!»
    На днях так ей сказала: «Бросай! Но я — против! Правда, дети не всегда поступают так, как хотят родители.»
    Пока тишина. К самостоятельному принятию решения явно не готова. Замерли в ожидании. И, надеюсь, если решится все-таки бросить, мы морально будем к этому готовы.
    А еще не знаю, как об этом в школе сказать…

    • Мне кажется, что вы всё делаете очень правильно. Тот, для кого музыка — судьба, никуда от неё не денется. В остальных случаях право выбора и принятие решения остаётся за ребёнком. Если вы всей семьёй вовлечены в процесс музыкального образования и сделали всё, чтобы помочь ребёнку, то вам не в чем себя упрекнуть и переживать тоже не стоит. Не всем быть музыкантами, на свете есть много прекрасных профессий, а эта — не ваша. С другой стороны, ей ведь ещё только 11 лет. Именно в этом возрасте дети часто бросают занятия, не справившись с большой нагрузкой. Если этот путь — её, то побунтует немного и успокоится, а нет — тогда успокоиться придётся вам. Никакой трагедии не произошло. Здоровья вам всем, любви и понимания друг друга!

      • Здравствуйте, Татьяна! Ваши слова очень помогли и поддержали. Вот только… Прошло некоторое время. Музыкальную школу дочка не бросила. Не осмелилась без моей поддержки. Но занятия превратились в абсолютное мучение. На уроках пассивна. Давит зевоту и все пропускает мимо ушей. Дома занимается небрежно, нехотя. Просто скверно выходит! Это не музыка! На предложение педагога поменять программу, ответила, что ей все-равно. О конкурсах уже и речи нет, нам бы к экзаменам успеть подготовиться! Короче, я не вижу большого смысла продолжать занятия… Мы попусту тратим и свое и чужое время.

        • Я никогда не говорила, что обучить ребёнка музыке — это легко. Музыкальное образование для ребёнка — огромное благо и преимущество, а вы же знаете, что за всё хорошее в этой жизни мы платим очень высокую цену. К сожалению, эта цена не всем «по карману». Если говорить схематично, то есть 4 основных составляющих:
          1. Природные данные ребёнка (талант или хорошие способности, либо хотя бы желание, при котором можно развить то, что от природы дано не в избытке).
          2. Мудрая и систематическая поддержка родителей (огромный труд, на который тоже не все способны).
          3. Талантливый и опытный педагог.
          4. Волевые качества характера ребёнка, позволяющие реализовывать принятое решение.
          5. Обязательное наличие инструмента дома. Отсутствие его анулирует всё вышеперечисленное.
          Возможно, что я ещё что-то забыла упомянуть, но даже из того, что сказано понятно, что не все дети получат музыкальное образование. Но не стоит отчаиваться, в мире есть много других интересных и важных занятий. Главное — найти то, ради чего ваш ребёнок пришёл в этот мир. Удачи вам! Думаю, вы в любом случае правы в своём решении.

  9. Статья хорошая. Но не учтен один момент. И он отнюдь не посторонний. Это школа. Обычная. Общеобразовательная. Моя дочь с детства обожает скрипку. Просилась на нее с 6 лет. И вот в ее 8 лет в лицее появилась учительница по скрипке. И все. Дочь с усердием стала заниматься. И в конкурсах брала места. Пока училась в начальной школе. Но стоило пойти в 5 класс, и все. Она ничего не успевает. Всегда отличница, стала даже 3 получать. И слезы постоянно на глазах. Недосып, усталость, раздражительность. Ей то лицей главней. Она не хочет быть скрипачкой. Но жалко бросить. Ведь 4 года потрачено. А впереди еще столько же. И муз.школа-это не просто скрипка, а еще фортепиано, ансамбль, оркестр, муз . литература и сольфеджио. Когда уроки делать? А учительница требует выучить все ноты и без ошибок. Ей все равно, что мы в лицее. Я ее тоже понимаю. Она хороший учитель. Но дочь не справляется. А впереди 6-9 класс. Что тогда будем делать? И я настаиваю бросить муз.школу. Я понимаю, что это может и плохо. Но здоровье важней. И дочь сейчас стала увлекаться языками и биологией. Не плохо получается. Думает сделать это профессией в будущем. Что Вы посоветуете? Мы в растерянности. Учительница сказала, что либо мы понимаем ответственность и остаемся, но она будет давать еще более трудную программу. Либо уходим. Я не хочу видеть уставшую дочь. А счастья от занятия скрипкой я давно не вижу. Это уже пытка для нее. Хотя дочь, по словам учительницы, музыкальная. Я ее с раннего детства приучала к классике. Она ее только и слушает. Но думаю, что это теперь будет лишь хобби.

    • 12 лет – возраст для музыканта совсем не маленький. К этому времени выбор уже должен быть сделан. Если он сделан не в пользу музыки, как профессии, то и отношение к занятиям должно быть соответствующим.
      Нельзя объять необъятное. Та школа, которая оказалась «не главной», просто должна смириться с не очень серьёзным к ней отношением. А семья должна смириться с не очень высокими баллами за результат работы. И никаких слёз, недосыпов и нервов.
      Ваша хорошая учительница должна понять, что главная цель музыкальной школы – привить любовь к музыке, а не воспитать профессионала. Вторую цель тоже можно ставить, но далеко не перед каждым учеником.
      Если педагог не может справиться со своими амбициями и это портит ребёнку здоровье, то уйти нужно не из школы, а в класс другого, более гибкого преподавателя, для которого в центре внимания – ребёнок и его интересы. Впрочем, это моё личное мнение.

  10. Статья не отвечает на вопрос «Как бросить музыкальную школу?»

    Наш педагог не привил любви к инструменту. Вечные его опоздания от 15 минут и до 2-х часов — это какие нервы у нас должны быть?! (в выходные дни тоже), трудные произведения (директор школы сама это признала), нагоняи, требования и зависть, что в другом направлении очень хорошие результаты. Сольфеджио идёт на Ура, композиция на Ура, хористка отпустила, поставив 5-ку ещё в начале года (успехи в вокале). Музыкальная литература вообще должна идти факультативом, как мы считаем.
    А изначально наш ребёнок был перспективным учеником, всё легко давалось, лучше остальных учеников нашего педагога.

    • Статья и не собиралась отвечать на риторические вопросы. Или вы, взрослый человек, не знаете, что надо просто зайти к директору и написать заявление? Моя статья отвечает на гораздо более важный и глубокий вопрос: «ПОЧЕМУ у детей иногда возникает желание бросить музыкальную школу и КАКОВЫ ПУТИ РЕШЕНИЯ этой проблемы». На этот вопрос я даю достаточно внятный ответ, если вы, конечно дочитали статью… А вопрос, указанный в заголовке, просто привлекает людей, имеющих подобную проблему.
      Мне показалось, что вы переводите на меня своё раздражение и недовольство работой педагога. Вам давно следовало его поменять, судя по всему. А возможно и изменить направленность образования с исполнительства на композицию. Выброс эмоций — неконструктивный подход.

  11. Согласна со статьей. Я в свое время закончила муз школу. Мне уже 50. Я благодарна своим родителям, которые в свое время нашли мудрость и не поддержали моего порыва бросить школу.

  12. (Заранее извиняюсь за маты).Мне 15 лет и я восемь сранных лет просидел в этой музыкалке! Вот хотя-бы две причины назовите, по которым мне стоит доучиться в этой помойке! Я ненавижу эту музыкалку. Четыре года назад учитель на меня постоянно давил, обзывался! Мне пришлось прогуливать занятия. Потом она (учительница) удивляется, почему я ей хамлю и прогуливаю. Заставила ходить меня в эту помойку мама! Я ей сначала по хорошему сказал «Я не хочу ходить в музыкальную школу». Но она просто промолчала и заставила. С***а как-же я ненавижу эту музыкалку! Нахрена она нужна-то? Ну нахрена? Ничего полезного она мне не приносит, лишь одну усталость и раздражительность! Еще в начальной (общеобразовательной) школе у нас была запись на кружок пожарников. И угадайте почему-же я туда не смог попасть… Вообщем я вам скажу, что врагу не пожелаешь учиться в музыкалке. Ах да. Еще мы платим за обучение в этой помойке больше полторы тысячи рублей… П*****ц.

  13. А если у ребёнка конфликт с другим ребёнком в ансамбле, из-за этого хочется уйти, а ради подружки приходить на занятия? Я хочу ребёнка освободить от ансамбля.

    • Уйти не сложно, но не всегда правильно. Подумайте о том, что конфликты не возникают случайно, они требуют РАЗРЕШЕНИЯ, а не ухода от проблемы. Уйти от испытания вы в любом случае не сможете, это — самообман. Неразрешённая проблема обязательно напомнит о себе и, возможно, более жёстко. Думайте над настоящей ПРИЧИНОЙ, породившей ситуацию, подтолкните ребёнка к духовному росту в процессе преодоления нездоровой ситуации. Подумайте больше и глубже над тем, что происходит между двумя детьми — и вы обязательно найдёте правильное решение. Я убеждена, что в нашей жизни не бывает случайных людей, каждый из них нам послан для нашего блага, развития и совершенствования во всех смыслах. Искренне желаю вам успеха на этом пути! На самом деле это ещё даже важнее, чем успешные занятия музыкой 🙂

  14. Я с уважением отношусь к вашему мнению, однако моя точка зрения в статье обоснована. Хотелось бы ознакомиться и с вашими аргументами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *