Недавно одна девчушка подросткового возраста сказала мне: «Опять завтра в школу идти!» - и скорчила гримасу. – «Ты не любишь школу?» - спросила я, как бы удивившись. – «Ненавижу!» - ответила она. – «Тогда зачем ты туда ходишь?» - спросила я резонно. Она
улыбнулась на мой риторический вопрос. А я подумала: а действительно, для чего дети должны ходить в школу (а иногда в две школы сразу) и почему большинство из них не любят это делать?
Основная причина, конечно, в том, что все мы, как биологический вид, от природы необыкновенно ленивы и всегда хотим избежать трудностей.
Вот если нас поразвлекать, превратить занятие в игру, «подсластить пилюлю» - ну тогда, может и возникнет какой-то интерес (и то – не факт). И всё же.
В чём заключаются основные задачи школы общеобразовательной и чем эти задачи принципиально отличаются от задач школы музыкальной?
Конечно же, не может не иметь смысла заведение, тысячелетиями существующее в той или иной форме у всех народов мира, во всех культурах.
Именно в школе ребёнок познаёт окружающий мир во всех его проявлениях. Здесь даются базовые понятия по всем основным направлениям развития человеческой мысли, идёт знакомство со всеми видами активности человека в этом мире.
Поскольку в принципе материал этот безграничен, то постичь его вполне не представляется возможным. Даже и цель такую ставить не стоит.
Это скорее экскурсия в мир знаний и смысл её, думаю, прежде всего в том, чтобы ребёнок, познакомившись со всем, почувствовал, куда его больше всего тянет, в какой сфере деятельности ему бы больше всего хотелось проявить себя как личность, где бы он хотел стать настоящим профессионалом.
То есть, сначала попробовать всего по чуть-чуть, а затем сосредоточиться на том, что станет главным и уже это главное исследовать глубоко, насколько только возможно.
Проблема заключается в том, что «экскурсия» эта длится ни много, ни мало, 10 лет! И все эти годы ребёнок постигает предметы только «вширь», ничего не копая «вглубь». Такое небрежное слизывание верхов часто приводит к укоренившейся привычке поверхностного постижения.
На языке профессионалов это называется «халтура», дилетантизм. Сам по себе дилетантизм не страшен, мы все дилетанты почти во всех областях, кроме одной-двух. Страшно то, что у детей не развивается навык глубокого, профессионального освоения хотя бы одной из сфер знаний.
Ребёнок привыкает халтурить и делает это потом всю жизнь, чем бы ни занимался в дальнейшем. Он просто не приучен работать по-другому. Доходить до самой сути, дотошно задавать вопросы до полного и окончательного выяснения истины, работать на пределе своих возможностей – всё это не для него.
А ведь без этого настоящими профессионалами не становятся. Возможно, именно поэтому их у нас совсем не много. И, наверное, потому же очень часто выдающиеся личности плохо учились в школе: они просто уже тогда глубоко копали то, что им было интересно и наплевательски относились ко всему остальному (нельзя же охватить всё, вот они и делали свой ранний выбор). И правильно, между прочим, делали.
Это, конечно же, не единственный минус наших школ, но один из весьма серьёзных и, пожалуй, изменить это невозможно в силу органического характера природы этого минуса.
Однако те дети, которые посещают музыкальную школу, имеют прекрасную альтернативу. Именно эта школа имеет своей задачей абсолютно противоположные вещи.
Музыкальная грамота, сольфеджио, хор, музыкальная литература, ансамбль, аккомпанемент – все эти предметы существуют ради одного – её величества Специальности. И это только ещё начало, самое первое звено нашей образовательной системы.
Дальше этих предметов будет гораздо больше. Игра на рояле с самого начала сопровождается глубоким и очень серьёзным проникновением в суть. И для этого не случайно существует целых 6 дополнительных предметов, нацеленных на то, чтобы освоение специальности шло полноценно, по-настоящему, по-взрослому.
И делается это совсем не потому, что музыканты самые сознательные, или самые дальновидные, или самые умные, вовсе нет. Просто предмет изучения таков, что без глубины не получится вообще ничего, может, даже и года не проучится такой человек, который не примет эту систему отношения к занятиям.
А вот из тех, кто примет, уже пойдёт сортировка: кто сможет учиться дальше, а кто лишь получит начальные азы для общего развития. Вот вам одна из причин (не все причины!), по которой дети, получившие хотя бы начальное музыкальное образование, легко осваивают другие специальности и преуспевают в них.
Просто музыкалка заполняет пробел, который в силу своей специфики не в силах закрыть школа общеобразовательная. Эта школа учит ваших детей становиться профессионалами. А тот, кто умеет это делать в чём-то одном, легко сможет и в другом!
А меня попросили написать заявление и забрать документы из музыкальной школы, так как мой ребёнок проучившись 4 года по их мнению не показывает высоких результатов, всего лишь два раза занял третье место на конкурсе. Не сложились отношения с преподавателем по общему Фортепиано. Последний год мой ребёнок часто болел, есть справки. По ф-но не аттестован в последней четверти. На справки не обращают внимание, говорят болезненным у них не место. Ребёнок сильно расстроен.
Честно говоря, ситуация не стандартная, впервые сталкиваюсь с таким. Возможно, вы изложили не всю информацию? Очень многие дети никогда даже не участвовали ни в каких конкурсах и при этом благополучно учатся, а ваш ребёнок дважды лауреат… Странно всё это. В любом случае, для вас важнее всего тот факт, что ребёнок хочет продолжать учёбу. А раз так, то все остальные препятствия нужно преодолеть или просто обойти. Пути могут быть разные: примириться с преподавателем ф-но, пересдать предмет на положительную оценку. Либо, если отношения совсем не складываются, то просто поменять педагога. Болезненность ребёнка сама по себе не может быть основанием для исключения из школы. Настройте ребёнка на работу, постарайтесь меньше пропускать, а во время болезни не запускать занятия. Делайте что-то по мере возможности даже сидя на больничном, чтобы не допускать двоек. Думаю, что ситуацию лучше решить мирным путём — объясните, что ребёнок хочет учиться. Пусть он сам это подтвердит и пообещает изменить отношение к занятиям, можно договориться об испытательном сроке. Судя по всему, способности есть, желание тоже. Какие проблемы? Идите и спокойно договаривайтесь с руководством школы.
Здравствуйте,подскажите пожалуйста. Отдали ребёнка в музыкальную по договору на 7 лет.В этом году когда осталось учиться пол года нам сказали чтоб закончить надо 8 лет,но мы неможем ходить ещё год так как заканчиваем 9 класс школы и будем поступать. Они согласились нас выпустить но просят заявление, якобы я прошу перевести нас с хорового отделения на общеобразовательное. И уходим мы по семейным обстоятельствам. Вот и вопрос общеобразовательное это не хуже? И почему по семейным обстоятельствам если при поступлении мы подписывали договор на 7 лет мы же не виноваты что они спустя сколько то лет ещё год добавили. Надеюсь я понятно объяснила, заранее спасибо за ответ
Здравствуйте! Наверное, вы не обратили внимание, что я живу и работаю на Украине. Мне сложно ответить на ваш вопрос, поскольку у нас система музыкального образования немного отличается. Например, я даже не знаю что означает общеобразовательное отделение в музыкальной школе. У нас такого нет. К тому же у нас общее образование — 9 классов — обязательное условие, а вот музыкальное может быть любым. Имеет значение как абитуриент справится со вступительными экзаменами, чему он реально научился. А сколько лет он провёл в музыкальное школе не является первостепенным вопросом. Я бы на вашем месте обратилась в то учебное заведение, куда вы собрались поступать. Думаю, эта информация будет для вас самой достоверной. Выясните у них что требуется для успешной сдачи вступительных экзаменов: сколько классов музыкалки, какие справки надо сдать, какую программу необходимо исполнить и т.д.
Уважаемая Татьяна!Позвольте выразить Вам своё Уважение и признательность за то, что Вы создали такой Прекрасный сайт, который даёт возможность многим людям понять и осознать влияния Музыки, искусства и не только на личность человека в любом возрасте! Спасибо!!!! На многие свои вопросы я нашла здесь ответы.
P.S. мама двух доченек,которых стараюсь приобщить к музыке и культуре,обязательно пойдём в музыкальную школу!
Спасибо за обратную связь. Очень приятно знать, что твой труд кому-то приносит пользу.
Татьяна, добрый день! Спасибо за Ваш сайт, труд и опыт! Ваша статья про общеобразовательную школу — совершенно не хочется верить в то, что школа воспитывает дилетантов. На ту глубину, на какую возможно в конкретном возрасте, детей и погружают. Согласитесь, прежде, чем ребёнок сможет погружаться глубоко в интересный для него предмет, ему нужно научиться учиться : работать с информацией, приобрести «инструменты» для обработки данных и т.д.. В школе дети должны научиться учиться. И да, получить общую картину окружающего мира и зацепиться за что-то. Глубина изучения начнётся после школы, когда сделан выбор предмета. Глубина предмета в музыкальной школе доступна тоже не сразу, но все же ученик вынужден сразу сделать выбор инструмента и там работа ведётся индивидуально. Одно лишь это уже даёт возможность работать глубоко и серьёзно сразу. Позвольте выразить полное несогласие с тем, что школа учит дилетантству…
Уважаемая Галина! Я опубликовала ваш комментарий потому, что каждый человек имеет право на собственное мнение, в том числе и ошибочное. Но это не значит, что я признаю вашу точку зрения правильной. Напротив, я не отказываюсь ни от одной буквы в моей статье. Более того, всё, написанное мною, относится к сравнительно благополучной советской системе образования, что же касается современной школы, то здесь просто не о чем говорить.
Имею право судить об этом, поскольку прошла весь путь традиционной школы на круглые пятёрки, то есть знаю предмет не понаслышке. При этом я училась в советской школе, которая давала относительно глубокие и прочные знания, в отличие от современного, скорректированного американцами, тестового варианта образования для плебеев. Как известно, оно специально создано для формирования из наших детей малограмотного стада дилетантов, не способных к самостоятельному мышлению. Результаты этого издевательства над нашим с вами будущим мы с коллегами ежегодно наблюдаем на своих абитуриентах – за долгие годы имеем с чем сравнить.
От этой системы нужно просто искать спасения. Мы с мужем своего ребёнка обучали в частной общеобразовательной школе, работающей по системе Монтессори и очень довольны результатом. Довольны именно потому, что в этой школе не было привычной уравниловки по предметам. Каждый ребёнок имел возможность развивать в себе именно тот талант, которым наделил его Господь. При этом детям разрешалось поверхностно «пробегать» не очень важный для них материал, но давали все возможности для глубокого погружения в интересующие ребёнка предметы. У всех без исключения детей были просто потрясающие результаты!
Об этом опыте невозможно рассказать в коротком комментарии, но он ещё больше убедил меня в правильности моей позиции относительно наших так называемых общеобразовательных школ. И, кстати, выбор «своего дела» или «своих предметов» может и должен быть сделан как можно раньше, это критично важно! Через 10 лет выбирать будет уже не из чего и, что самое обидное, некому…
А музыкальная школа наглядно демонстрирует (потому и спорить с этим не получится), что уже в 6 лет ребёнка ВОЗМОЖНО погружать на очень большую, профессиональную глубину и именно это погружение и даёт представление о том КАК НАДО УЧИТЬСЯ!
Татьяна ты своевременно и правильно раскрываешь роль общеобразовательной и музыкальной школы.Она сегодня как ни когда актуальна.