Игровой аппарат - это вся та физиология, которая непосредственно принимает участие в игре на музыкальном инструменте. Применительно к пианистам под этими словами обычно понимают прежде всего руки и плечевой пояс. По определению понятно, что формирование, развитие и постоянное совершенствование этого аппарата – одна из важнейших задач для музыканта.
Для этой цели существует специальный инструктивный материал: этюды, упражнения и гаммы, которые принято учить ежедневно, тренируя свою беглость.
Однако, как оказалось, есть ещё один способ существенно улучшить координацию движений и скорость реакций, причём даже не прикасаясь к клавиатуре! Речь идёт об упражнениях, специально для этого созданных. Кроме того, они великолепно формируют независимость пальцев.
Раньше я не придавала большого значения упражнениям для рук без рояля, однако эти упражнения совершенно особенные. Убедитесь сами, просмотрев демо ролик:
Система под названием «Пальцевой фитнес» была создана американским педагогом, предпринимателем и артистом (он выступает на эстраде, демонстрируя мастерство овладения своей системой) Грегори Г. Ирвином.
В 1981 году он закончил музыкальное отделение университета Майами. Создание системы упражнений для пальцев было спровоцировано недостатком техники и желанием достойно сдать экзамен. Упражнения помогли решить поставленную задачу.
Скажу по секрету, что моя невестка уже испробовала этот метод на себе и говорит, что после 10 минут занятий этими упражнениями ей нет необходимости разыгрываться. А это большой плюс, особенно в условиях, когда перед выходом на сцену под руками нет инструмента.
Кроме того, для тех, кто больше любит читать, чем смотреть, предлагаю курс данных упражнений, изложенный автором (Грегори Г. Ирвином) в методическом пособии на русском языке, которое вы можете скачать по ссылке:
Ниже я разместила 10 очень коротких видео на каждую категорию упражнений. Вы можете легко находить то, что вам нужно. Успеха в изучении!
1.Начинать упражнения следует с разминки, а точнее, с небольшого массажа. В принципе, все упражнения очень понятны и наглядно показаны. Чтобы понять суть выполнения не требуется знание английского языка.
2.Затем следует первая группа упражнений: Складывания пальцев. Как правило, все движения начинаются с медленного темпа, а затем он ускоряется. В конце можно снова замедлить.
3.Следующие упражнения – это похлопывания: сначала всеми пальцами, а затем по очереди всеми парными пальцами. Предлагаются самые различные варианты таких похлопываний: сначала участвуют по одному пальцу каждой руки, затем по два в различных комбинациях.
4.Следующая серия упражнений посвящена сгибанию пальцев. Как всегда, сначала в движении участвуют по одному пальцу каждой руки, затем по два и так далее в различных комбинациях.
5. Эти упражнения на растяжку уже не так-то просто сделать с первого раза. Однако, после небольшой тренировки всё становится доступным.
6. После серии упражнений на растяжку идут упражнения комбинированные: Растяжки комбинируются со Сгибаниями пальцев.
7. Дальше идёт следующий раздел: Противоположные движения в правой и левой руках. Упражнения этого раздела уже представляют для выполнения значительную сложность. Надо хорошо потренироваться, чтобы с ними справиться.
8. Следующий раздел упражнений называется Тасование (тасовка), или перемешивание пальцев. Очень точное название, если внимательно присмотреться к движениям. Это также достаточно сложный раздел упражнений.
9. Следующий раздел упражнений соединяет в себе упражнения на Сгибание, Растяжку и Противоположности. Помимо этих сложностей, данные упражнения сопровождаются кругообразными перемещениями пальцев. Это уже высший пилотаж.
10. Последний раздел демонстрирует мастерство на уровне настоящего искусства. Здесь бессмысленно даже пытаться что-либо повторить (по крайней мере на первых порах). На это можно только любоваться.