Ссылки на статьи обо всех инструментах симфонического оркестра находятся здесь:https://tatzilbert.ru/simfonicheskiy/ Симфонический оркестр и "Путеводитель". Валторна – яркий представитель медной группы духовых инструментов. Название её в переводе означает «Лесной рог», от которого она, конечно же, и произошла. В оркестре валторну начали применять приблизительно с середины 17 века.
Валторна изготавливается из меди и имеет очень своеобразную, неповторимую, весьма замысловатую, закрученную форму.
Могу привести интересный факт: если все трубы и трубочки, из которых состоит валторна, вытянуть в одну линию, то эта линия будет иметь длину около 3,5м.!
Этот инструмент достаточно активно используется в оркестрах. Кроме того, он прекрасно вписывается в различные камерные ансамбли, её также бывает интересно слушать в качестве солирующего инструмента.
Думаю, что это весьма интересный факт, что валторна с одинаковым успехом может передавать и торжественную, и траурную музыку. Это всё благодаря очень интересному, своеобразному тембру.
На пиано этот тембр звучит светло и мягко, нежно и приглушённо. На форте же тембр становится ярким, даже хриплым, а иногда и совсем «рычащим»!
Если же валторну развернуть раструбом вверх – звук от этого сразу делается патетически-громким. Иногда валторнисты используют интересный приём: рука со сжатым кулаком вводится в раструб.
Это обостряет звучание (кроме того, что повышает на полтона), делает его звенящим на пиано и режущим на форте. Короче говоря, возможности инструмента довольно велики.
Валторна имеет очень широкий диапазон: от ноты H контроктавы до ноты f второй октавы. Валторна играет в басовом и скрипичном ключах, причём это – транспонирующий инструмент.
В басовом ключе текст записывается на кварту ниже реального звучания, а в скрипичном – на квинту выше. Представляете, сколько заморочек ото всего этого может быть у концертмейстера!
Могу добавить к этому ещё одну забавную вещь: даже если юный пианист ещё не идентифицирует для себя звучание валторны, то он сразу и легко может себе это звучание представить, если вспомнит самые первые такты Концерта Чайковского №1.
Вспомнили? Не допускаю даже мысли, что вы не слышали никогда эту музыку. Так вот эта самая первая тема и звучит как раз у валторны!
Предлагаю послушать вторую часть Сонаты для валторны композитора Жанны Виньери. Исполняет выпускник МГК Максим Кувычко:
А в этом видео звучит всем хорошо известный фрагмент из пятой симфонии Чайковского как раз в том месте, где валторна солирует: