Частные уроки фортепиано, или музыкальная школа? Этот вопрос часто возникает при выборе способа обучения музыке. Короткий ответ будет звучать так: «Конечно же частные уроки, если вас не интересует результат». А теперь более подробно.
К сожалению, среди родителей не-музыкантов довольно распространено заблуждение:
1. Наш ребёнок учится «для себя», поэтому хватит и одного предмета, самого главного, чтоб играть научился.
2. Если мы платим учителю деньги, то он будет больше стараться, а значит, результат будет лучше.
3. Частные уроки лучше, потому что в музыкалке есть куча «лишних» предметов, которые отвлекают от главной задачи и только отнимают у ребёнка время. Мы же отдаём его учиться игре на рояле, вот пусть этому и учится.
Отвечаю по-порядку.
1. Никто никогда не знает, как повернётся жизнь: насколько талантливым и перспективным в музыке окажется ваш ребёнок. А если он не сможет без этого жить? Большинство из нас пришло в профессию именно по этой причине и, поверьте, это – лучшее, что может произойти.
Каждый день мы спешим на работу с радостью и с нетерпением ожидаем конца выходных. По-моему, это здорово! Но путь в профессию был бы навсегда закрыт, если бы начальное образование оказалось некачественным. Пусть у ребёнка будет больше возможностей для выбора!
2. Поверьте, что деньги за уроки никогда не были для учителей музыки серьёзным стимулом. Большинство из нас продолжали бы работать даже в том случае, если бы нам за эту работу ничего не платили. Мы ведь пришли сюда по призванию.
С другой стороны, если педагог слабый, он ни за какие деньги хорошо обучить не сможет. Поэтому лучше уделить внимание выбору педагога: чтобы он хорошо ориентировался в предмете, имел подход к детям, нравился вашему ребёнку.
Можно посоветоваться с незаинтересованными людьми, например, музыкантами, преподающими другие инструменты, или с родителями детей, которые уже учатся музыке.
3. И наконец, самое главное. Никогда раньше этот вопрос не стоял так остро, но в последние годы плохое усвоение в музыкальных школах основ теории музыки и сольфеджио приобрело характер системы. Это стало катастрофическим образом отражаться на наших выпускниках музыкальных училищ.
И мы получили самое убедительное доказательство важности этих предметов, поскольку оказались бессильны добиться от студентов достойного исполнительского уровня без этих знаний.
Дело в том, что на уроках специальности педагог занят с учеником в основном освоением навыков игры на инструменте. При этом уроки по сольфеджио и теории музыки (музыкальной грамоты) призваны развивать слух, ритм, чувство формы, музыкальное мышление. Без всего этого на хорошие результаты надеяться бесполезно.
Представьте, что иностранца заставили выучить на память на русском языке несколько фраз, значения которых он не знает. Теперь представьте, как он будет это озвучивать. Примерно так звучит музыка у людей, не знающих теорию.
Честно говоря, они и на память-то учат с трудом, поскольку без осознания структурных и гармонических элементов музыкальной фактуры воспроизвести всё это просто нереально.
А при этом объём, необходимый для запоминания, год от года растёт, как снежный ком… Если ещё добавить к этому, что запоминание текста само по себе не цель, а лишь 10% от того, что должно быть сделано…
Это – главная причина, по которой я никогда, даже в самые трудные годы, не давала частных уроков. Хороший специалист не может заниматься профанацией.
Если обучать ребёнка частным образом, то только давая ему все необходимые знания в полном комплекте. А это по цене превзойдёт возможности любой, даже очень хорошо обеспеченной семьи.
План работы с ребёнком в наших музыкальных школах оттачивался годами и десятилетиями. В результате опыта блестящих педагогов, полученного в процессе обучения многих поколений юных музыкантов, в странах бывшего СССР выработалась очень стройная, до блеска отшлифованная система обучения.
Эта система во всём мире признана лучшей, потому что даёт непревзойдённые результаты, что подтверждается многочисленными, постоянными победами наших пианистов на конкурсах всех рангов.
Однако есть ещё один, не менее важный критерий для оценки правильности методов обучения: это показатель уровня подготовки среднего ученика.
И по этому показателю наша фортепианная школа также всегда лидировала: наш среднестатистический выпускник обыкновенной музыкальной школы зачастую показывал результаты подготовки по всем параметрам выше, чем многие выпускники зарубежных музыкальных вузов!
Я уже не знаю, можно ли говорить об этом в настоящем времени, так как развал системы политической повлёк за собой серьёзные последствия во всех сферах нашей жизни, в том числе (и, возможно, в первую очередь) в культуре.
Поскольку наша профессия всегда была «конвертируемой валютой», а платили за неё «как везде», то при первой же возможности лучшие из лучших музыкантов устремились на запад, где за свой талант и труд они получают достойное вознаграждение. Парадоксально, но теперь наши юные музыканты едут за границу, чтобы учиться там у наших же эмигрантов.
К счастью, наши музыкальные школы продолжают время от времени выдавать качественный результат. Это видно на детских конкурсах. Да и талантами наших детей Бог не обидел. Постарайтесь быть мудрыми, не лишайте своих детей этой замечательной привилегии: учиться музыке по-настоящему!
Татьяна, как я счастлива, что » попала» на Вашу статью! Как Вы правы, тысячу, сто тысяч раз правы! Я очень давно окончила муз. школу, и это такой фундамент, такая сила именно за счет занятий по годами выработанной системе изучения всех дисциплин в комплексе. Спасибо Вам!
Как можно называть частные уроки профанацией?! Всё зависит от педагога, от того насколько он профессиональный! Я работала в музыкальной школе и ох как там много педагогов даже специального образования не имеют — училище или институт культуры максимум!Дети играют непонятные ансамбли из советских фильмов и ВООБЩЕ не играют полифонию! А в сольфеджио смысла абсолютно нет потому что как показывает практика бедные дети ничегошеньки не понимают, зато миллион авторских методик, наверное в каждой школе своя!
Уважаемая Анна, не стоит говорить со мной, как с человеком «с улицы». Я «варюсь» в этой теме больше 30 лет и отвечаю за свои слова, а потому:
1. Извините, но ни один профессионал не мог бы произнести фразу: «А в сольфеджио смысла абсолютно нет». Именно отсутствие хорошей подготовки по музыкально-теоретическим предметам закрывает большинству детей путь к дальнейшему профессиональному обучению, а нам, преподавателям музыкальных училищ, резко усложняет задачу выполнения программных требований.
2. К вашему сведению, училище – это и есть самое правильное образование для преподавателя ДМШ, именно для этого училища и созданы. Они выпускают преподавателей ДМШ, это написано в дипломе. То есть если человек окончил муз. пед. факультет педагогического института, но не имеет диплома училища, то по закону он не может преподавать в музыкальной школе, несмотря на своё высшее образование как бы музыкального профиля.
3. Другое дело, что уровень преподавания может быть разным. Как и в любой другой профессии, есть люди талантливые и не очень, хорошо подготовленные и не очень. Надо просто выбирать, благо выбор пока что есть.
4. Мне очень больно было узнать, что в России, тем более в таких крупных городах, как Саратов, идут те же процессы разрушения системы музыкального образования (думала, что только у нас, на Украине). Это действительно катастрофа и преступление со стороны властей! Как это происходит я в курсе – у меня 4 подшефных ДМШ, я постоянно наблюдаю этот процесс, но нас (консультантов) отстранили от возможности влиять на ситуацию. Мы можем только наблюдать…
5. Я легко соглашусь с тем, что нормальный преподаватель фортепиано в состоянии дать ребёнку базу по музыкально-теоретическим предметам в объёме ДМШ, но в домашних условиях это приведёт к тому, что уроков будет не 2-3 в неделю, а 4-5. Вряд ли кто-то из родителей это потянет, прежде всего в материальном смысле. Да и хлопот многовато. Разве что тот, кто с 1 класса чётко знает, что пришёл за профессией, сделал свой выбор почти с пелёнок. Но таких немного, вот вам и приходится либо сидеть без учеников, либо заниматься профанацией.
6. Я настаиваю на этом определении: преподавание игры на рояле без музыкально-теоретической базы – это профанация. Полный комплект необходимых знаний может дать только школа, и главная причина – необычайно дорогая стоимость обучения. Это образование во всём мире – самое дорогое (если государство не берёт на себя львиную долю расходов). А наши государства стараются все расходы, и эти в том числе, свалить на нас, на народ.
7. Частное обучение — вполне приемлемый вариант, если ребёнку хотят дать общие представления о предмете на уровне хобби и не планируют серьёзное обучение в дальнейшем. Это нормально, но об этом надо предупреждать родителей заранее: либо полный и качественный комплект за бешеные деньги, либо – кое-как «для себя» по 2 урока в неделю за средние деньги, тоже, кстати, немаленькие, учитывая индивидуальные, не групповые занятия.
P.S. Об этом тоже надо говорить с родителями. Сегодня в Германии наши (в том числе мои) выпускники, обучаясь в консерваториях, подрабатывают частными уроками по 50 евро за 1 урок – и это самые недорогие расценки, студенческие.
Татьяна, спасибо за ответ! Ни в коем случае никого не хотела обидеть. Может быть я неправильно выразилась, я имела в виду, что нет смысла в сольфеджио в том виде, в котором дети получают его в музыкальной школе. Конечно же теоретическая база необходима! Но это опять же из моего опыта: и мои ученики в муз. школе и дети, у которых я репетитор, к сожалению ничего не понимают и не знают в теории! Простой пример, девочка 2 класс попросили подтянуть сольфеджио. Начала спрашивать самые первые темы строение гаммы, вроде бы всё просто тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон. И тут я понимаю, что ребёнок не понимает, что такое полутон! Я понимаю, что педагогу сложно проконтролировать в группе на сольфеджио все ли всё поняли, но в итоге очень плачевная ситуация на самом деле. Я Вам больше скажу, в консерваторию приходят студенты и не знают элементарно основные термины! Я не знаю какой выход из этой ситуации.