«Уроки фортепиано» или Музыкальная школа?

Уроки фортепианоЧастные уроки фортепиано, или музыкальная школа? Этот вопрос часто возникает при выборе способа обучения музыке. Короткий ответ будет звучать так: «Конечно же частные уроки, если вас не интересует результат». А теперь более подробно.

К сожалению, среди родителей не-музыкантов довольно распространено заблуждение:

1. Наш ребёнок учится «для себя», поэтому хватит и одного предмета, самого главного, чтоб играть научился.

2. Если мы платим учителю деньги, то он будет больше стараться, а значит, результат будет лучше.

3. Частные уроки лучше, потому что в музыкалке есть куча «лишних» предметов, которые отвлекают от главной задачи и только отнимают у ребёнка время. Мы же отдаём его учиться игре на рояле, вот пусть этому и учится.

Отвечаю по-порядку.
1. Никто никогда не знает, как повернётся жизнь: насколько талантливым и перспективным в музыке окажется ваш ребёнок. А если он не сможет без этого жить? Большинство из нас пришло в профессию именно по этой причине и, поверьте, это – лучшее, что может произойти.

Каждый день мы спешим на работу с радостью и с нетерпением ожидаем конца выходных. По-моему, это здорово! Но путь в профессию был бы навсегда закрыт, если бы начальное образование оказалось некачественным. Пусть у ребёнка будет больше возможностей для выбора!

2. Поверьте, что деньги за уроки никогда не были для учителей музыки серьёзным стимулом. Большинство из нас продолжали бы работать даже в том случае, если бы нам за эту работу ничего не платили. Мы ведь пришли сюда по призванию.

С другой стороны, если педагог слабый, он ни за какие деньги хорошо обучить не сможет. Поэтому лучше уделить внимание выбору педагога: чтобы он хорошо ориентировался в предмете, имел подход к детям, нравился вашему ребёнку.

Можно посоветоваться с незаинтересованными людьми, например, музыкантами, преподающими другие инструменты, или с родителями детей, которые уже учатся музыке.

3. И наконец, самое главное. Никогда раньше этот вопрос не стоял так остро, но в последние годы плохое усвоение в музыкальных школах основ теории музыки и сольфеджио приобрело характер системы. Это стало катастрофическим образом отражаться на наших выпускниках музыкальных училищ.

И мы получили самое убедительное доказательство важности этих предметов, поскольку оказались бессильны добиться от студентов достойного исполнительского уровня без этих знаний.

Дело в том, что на уроках специальности педагог занят с учеником в основном освоением навыков игры на инструменте. При этом уроки по сольфеджио и теории музыки (музыкальной грамоты) призваны развивать слух, ритм, чувство формы, музыкальное мышление. Без всего этого на хорошие результаты надеяться бесполезно.

Представьте, что иностранца заставили выучить на память на русском языке несколько фраз, значения которых он не знает. Теперь представьте, как он будет это озвучивать. Примерно так звучит музыка у людей, не знающих теорию.

Честно говоря, они и на память-то учат с трудом, поскольку без осознания структурных и гармонических элементов музыкальной фактуры воспроизвести всё это просто нереально.

А при этом объём, необходимый для запоминания, год от года растёт, как снежный ком… Если ещё добавить к этому, что запоминание текста само по себе не цель, а лишь 10% от того, что должно быть сделано…

Это – главная причина, по которой я никогда, даже в самые трудные годы, не давала частных уроков. Хороший специалист не может заниматься профанацией.

Если обучать ребёнка частным образом, то только давая ему все необходимые знания в полном комплекте. А это по цене превзойдёт возможности любой, даже очень хорошо обеспеченной семьи.

План работы с ребёнком в наших музыкальных школах оттачивался годами и десятилетиями. В результате опыта блестящих педагогов, полученного в процессе обучения многих поколений юных музыкантов, в странах бывшего СССР выработалась очень стройная, до блеска отшлифованная система обучения.

Эта система во всём мире признана лучшей, потому что даёт непревзойдённые результаты, что подтверждается многочисленными, постоянными победами наших пианистов на конкурсах всех рангов.

Однако есть ещё один, не менее важный критерий для оценки правильности методов обучения: это показатель уровня подготовки среднего ученика.
И по этому показателю наша фортепианная школа также всегда лидировала: наш среднестатистический выпускник обыкновенной музыкальной школы зачастую показывал результаты подготовки по всем параметрам выше, чем многие выпускники зарубежных музыкальных вузов!

Я уже не знаю, можно ли говорить об этом в настоящем времени, так как развал системы политической повлёк за собой серьёзные последствия во всех сферах нашей жизни, в том числе (и, возможно, в первую очередь) в культуре.

Поскольку наша профессия всегда была «конвертируемой валютой», а платили за неё «как везде», то при первой же возможности лучшие из лучших музыкантов устремились на запад, где за свой талант и труд они получают достойное вознаграждение. Парадоксально, но теперь наши юные музыканты едут за границу, чтобы учиться там у наших же эмигрантов.

К счастью, наши музыкальные школы продолжают время от времени выдавать качественный результат. Это видно на детских конкурсах. Да и талантами наших детей Бог не обидел. Постарайтесь быть мудрыми, не лишайте своих детей этой замечательной привилегии: учиться музыке по-настоящему!
Подпись
Жду ваших комментариев


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *