Слушание музыки — это скучно?

Слушание музыки - По этой ссылке вы можете ознакомиться с данной статьёй в формате слайд-шоу. А кому больше нравится читать - читайте!

Слушание музыки (Пикассо: Серенада)

П.Пикассо: Серенада (зеркальное отражение)

Слушание музыки, способность эмоционально адекватного на неё реагирования – одно из основных условий успешного обучения музыке. Многие взрослые люди предпочитают «лёгкую», эстрадную музыку классике по той простой причине, что «не понимают» классическую музыку.

Оставаясь «тайной за семью печатями», эта музыка часто вызывает у них скуку. А могла бы обогатить их жизнь высокой восприимчивостью ко всему прекрасному, эмоциональной отзывчивостью, способностью переживать счастливые минуты восторга от соприкосновения с шедеврами мирового искусства.

«Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна… любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся…» (Д.Шостакович).

Лучше и естественнее, когда знатоками и любителями становятся ещё в детстве. В эту замечательную пору жизни всё прививается и усваивается легко и продуктивно.

Для ребёнка очень важно то, что является ценным для его родителей. У него ещё не сложились стереотипы вкусов, и поэтому те звуки, которые он слышит вокруг себя дома, постепенно становятся для него эталоном нормы и предметом предпочтения.

Другими словами, он перенимает вкусы родителей, которые, чаще всего, слушают не классическую, а современную развлекательную музыку с её сверхвысотными и сверхнизкими частотами. А это не только не способствует развитию слуха, но очень плохо воздействует на нервную систему, негативно влияет на эмоциональное состояние ребёнка.

Когда слух ребёнка начинает вбирать в себя разнообразные впечатления от классической музыки, это формирует у него соответствующий интонационный опыт. То есть, именно интонации, услышанные в классической музыке, становятся постепенно всё более и более привычными для слуха. А то, что для нас привычно, узнаваемо – вызывает положительные эмоции.

Однако, недостаточно просто ставить записи классической музыки в ожидании привыкания к ней. Этот процесс можно и ускорить, если сделать слушание активным, вовлекая ребёнка в игру с вопросами и ответами, обращая его внимание на конкретику музыкального языка.

1. Можно предложить ребёнку определить жанр звучащей музыки. Это не так уж и сложно. Всю музыку упрощённо-условно можно поделить на 3 жанра: песня, танец, марш.

Предложите ребёнку определить: на какой из перечисленных жанров больше похожа звучащая музыка? Это уже будет первым приближением к пониманию характера исполняемого произведения.

2. Пусть ребёнок попробует охарактеризовать темп: быстрый, медленный, спокойный, подвижный и т.д.

3. Для формирования чувства ритма очень важно, чтобы он умел для начала определить если не размер, то хотя бы метр музыки. Другими словами, можно ли под эту музыку маршировать (двухдольный метр), или под неё было бы удобно танцевать вальс (трёхдольный метр)?

4. Попросить ребёнка посчитать, сколько раз в пьесе прозвучала одна и та же мелодия (это заставит его внимательно прислушиваться к мелодическому рисунку).

5. Можно дать ему послушать произведение для скрипки, или виолончели, или для флейты и попросить угадать: на каком инструменте исполняется музыка?

6. Очень полезно бывает привлечь к слушанию музыки смежные виды искусств, такие, как живопись и поэзию. Можно заранее подобрать 2-3 репродукции картин известных живописцев и спросить: какая из картин больше соответствует исполняемой музыке. То же самое можно сделать с четверостишиями, заранее подысканными к данной музыке.

Для того, чтобы ребёнок успешно справился с этими заданиями, образцы живописи и поэзии должны быть достаточно выразительны эмоционально, чтобы их можно было легко ассоциировать с музыкальным контекстом.

7. Ну и, конечно же, подобранная для слушания классическая музыка должна быть не слишком сложной для восприятия, близкой к миру ребёнка.

Например, можно предложить ему послушать 2-3 пьесы из «Детского альбома» Чайковского или «Альбома для юношества» Шумана. При этом скажите ему название только одной из пьес и предложите угадать: какой именно пьесе соответствует это название?

К счастью, мы имеем такой замечательный ресурс, как YouTube, на котором не проблема всё это найти. В качестве примера могу привести следующие пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского в детском исполнении (Жижина Наталья):

"Болезнь куклы":

 

"Новая кукла":


Подпись
Жду ваших комментариев


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *