Шум от соседей, а тем более, регулярно повторяющийся, – это повод для выяснения отношений. К сожалению, именно к таким последствиям иногда приводит желание ребёнка добросовестно и систематически выполнять все задания, получаемые в музыкальной школе. В Украине, согласно законодательству, запрещается превышение уровня шума, установленного санитарными нормами (не более 40 децибел) в ночное время, то есть в промежутке с 21 до 8 часов.
Хотя, при этом, согласие жителей всех прилегающих квартир автоматически отменяет действие этого закона. Штраф за нарушение – 85-255 гривен. В случае рецидива придётся заплатить 255-510 гривен.
В России в разных городах и регионах цифры могут быть несколько различными. Например, в Москве время тишины определено с 23 до 7. Штраф, соответственно, от одной до двух тысяч рублей.
Во Владимирской области тишина начинается на час раньше, а штраф в два раза меньше: 500-1000 рублей.
А вот в Санкт-Петербурге время ограничений шума такое же, как в Москве, но штраф за нарушение существенно выше: от 500 до 4000 рублей.
В Республике Татарстан ночное время начинается с 23 и продолжается до 6 утра. Ответственность за нарушение тишины выражается штрафом от 500 до 1000 рублей.
Люди хотят иметь в своём доме тишину, и их можно понять. Мы желаем дать ребёнку музыкальное образование – такое намерение вдвойне достойно понимания и поощрения. Как же сделать так, чтобы никто не пострадал, как решить проблему полюбовно?
Мои рекомендации по данному вопросу, как и 90% остальной информации, содержащейся на моём блоге, – плод личных раздумий и многолетнего опыта. Этот опыт говорит о том, что худой мир лучше любой доброй ссоры, тем более, если речь идёт о соседях. Поэтому искать решение проблемы следует в разумном компромиссе.
Лично я очень хорошо понимаю тех, кто не привык к звукам классической музыки. Для них даже исполнение мастера бывает непонятно, как бином Ньютона для рядовых обывателей.
Что же говорить о неумелых первых шагах ребёнка-музыканта, по сто раз повторяющего один и тот же фрагмент музыкальной ткани, безуспешно пытаясь решить в нём определённые задачи? Действительно, это может вызвать раздражение.
Думаю, что при наличии хороших добрососедских отношений (это – основа успеха) будет несложно объяснить необходимость какое-то время терпеть доносящиеся из вашей квартиры звуки. В свою очередь, предложите обсудить наиболее подходящие для этого часы.
При наличии доброй воли и отсутствии желания пакостить друг другу, всегда можно договориться и найти время, когда соседи, например, находятся на работе, либо не заняты интеллектуальной работой или отдыхом - то есть, такое время, когда посторонние звуки не будут их слишком беспокоить – и выделить эти часы для занятий музыкой.
Отведение для игры на музыкальном инструменте определённых, заранее оговоренных часов, необыкновенно выгодно для вашего ребёнка. Это будет его дисциплинировать, заставит ценить время, отведённое для занятий, не пропускать его (поскольку в другое время заниматься невозможно, надо ловить момент!).
Кроме того, наиболее приемлемое для соседей время оказывается обычно в разгар рабочего дня, так что ребёнок вынужден будет заниматься музыкой днём, на свежую голову. И это очень правильно, так как самую трудную работу, каковой являются музыкальные занятия, нужно делать в первую очередь. Над книгой можно поработать и вечером.
Если же понимания найти не удаётся, ни в коем случае не ущемляйте интересы ребёнка, прекращая его музыкальные занятия. Необходимо мягко, но твёрдо поставить соседей перед фактом, что им придётся какое-то время (пока ребёнок учится) терпеть из вашей квартиры звуки в то время, когда это не запрещено законом.
В конце концов, они привыкнут и даже научатся адекватно реагировать на классику; она перестанет быть для них непонятным сумбуром и станет частью их жизни. Это проверено многократно и не только мной. Люди быстро привыкают к звучанию фортепиано за стенкой и перестают агрессивно реагировать на классическую музыку.
Когда я поступила в консерваторию и уехала на пять лет из родного города, то больше всего грустил о моём отсутствии именно тот сосед, который больше всего донимал нас своими претензиями по поводу моих занятий. Он постоянно спрашивал моих родителей, когда я уже вернусь, говорил, что ему плохо без музыки, к которой он привык.
И это очень хорошо, когда без музыки плохо! Желаю всем, кто учится игре на фортепиано, научиться делать это так, чтобы всем было плохо без вас и вашей музыки!