Школа-десятилетка им.Н.В.Лысенко. Встреча с И.М.Бариновой

Школа-десятилеткаШкола-десятилетка им.Лысенко - ведущая музыкальная школа в Украине. Видеозапись выступления И.М.Бариновой (одного из лучших педагогов этой школы) на методических курсах в Виннице вы найдёте в конце статьи. А для начала несколько слов о системе нашего музыкального образования.

Советское время, при всех своих «нюансах», было благосклонно к развитию музыкального искусства. Благодаря невысокой заработной плате учителей музыки и серьёзным государственным дотациям в сферу музыкального образования, в странах бывшего СССР сформировалась лучшая в мире система, позволившая охватить таким образованием практически всех желающих.

Благодаря общедоступности, была возможность пропустить через «сито» музыкальных школ огромное количество детей, отобрав при этом золотые слитки настоящих талантов. Но даже и не очень способные дети получали достойное музыкальное образование, поскольку советская фортепианная школа по всеобщему признанию считалась лучшей в мире.

Да, это одно из преимуществ тоталитарного режима. Рыночная экономика не позволяет такой расточительности, поэтому музыканты всего мира нам завидовали. И после развала СССР наша профессия была одной из очень немногих, которые легко и с удовольствием конвертировались на Западе.

Мы радовались за своих выпускников, получая от них письма, где они называли суммы своих доходов: стоимость одного урока превышала нашу месячную зарплату. А уровень хорошего выпускника нашей школы зачастую был выше уровня выпускника многих западных вузов.

Пишу об этом не потому, что скучаю за СССР, а потому, что очень больно наблюдать, как на наших глазах разрушается то, что являлось едва ли не лучшим достижением в истории нашей культуры. Итак, в системе нашего музыкального образования существовало 3 ступени:

1.Музыкальная школа

2.Музыкальное училище

3. Консерватория.

Прошу заметить важный момент: Музыкально-педагогические факультеты пед. институтов не входят в эту систему и никогда не давали не только высшего, но даже среднего музыкального образования. Они дают высшее педагогическое образование по музыкальному профилю. Без музыкального училища выпускники этих вузов не имеют права преподавания даже в музыкальной школе.

Однако, кроме этих трёх элементов в системе музыкального образования существовал ещё один – самый элитный и недосягаемый. Это музыкальные школы – десятилетки. Их всегда было считанное количество и существуют они только в очень крупных городах, где есть консерватории. Это не «школы при консерватории», а совершенно отдельные школы-интернаты для особо одарённых детей.

В таких школах наряду с музыкальными предметами детям преподаются и общеобразовательные. Правда, преподаются они «слегка», на музыкальные же предметы делается серьёзный акцент. Основная задача десятилеток – находить талантливых детей со всех городов и готовить из них будущих лауреатов, формируя музыкально-исполнительскую элиту страны.

Поскольку школы эти имеют статус интерната, там есть общежитие, куда поселяют ребёнка, если его родители находятся в другом городе. Такие школы имеют свои минусы.

Во-первых, не каждый родитель согласится оторвать от себя маленького ребёнка и отдать его на попечение чужих людей в большой и далёкий город (даже ради его будущей карьеры).

Во-вторых, в этих школах не преподаются педагогические предметы, поскольку упор делается на исполнительство и, в случае непоступления в консерваторию, права преподавать музыку выпускник такой школы не имеет. Хотя на самом деле в таких школах не 10, а 11 классов, из которых 8 приравниваются к музыкальной школе и за 3 года проходится курс музыкального училища, многие из них впоследствии доучиваются в училище, поступая туда на старшие курсы, или в музыкально-педагогическом институте, чтобы иметь педагогический профиль.

В-третьих, общеобразовательные предметы в десятилетках изучаются без большого энтузиазма. Поэтому поступить в какой-либо немузыкальный ВУЗ можно только при условии дополнительных занятий с репетитором по профилирующим предметам. Впрочем, и после обычной десятилетки мы это тоже делаем.

Если же ребёнок идёт дальше учиться по профилю, то есть в консерваторию, то у него есть серьёзные шансы преуспеть в этой профессии, поскольку именно в этих школах особенно качественно работают над постановкой рук, развитием техники и исполнительских навыков.

Специальность там 3 раза в неделю по часу официально, а неофициально обычно гораздо чаще и дольше. Занятия уже с нулевого класса ведут преподаватели, работающие также в консерватории, либо по своему образовательному уровню имеющие право там работать. Короче, дети получают максимально хорошие условия для развития своего музыкального таланта. С ними работают лучшие из лучших педагогов-музыкантов.

Одним из таких преподавателей является Ирина Михайловна Баринова, которая уже не первый год поддерживает с нашим училищем дружеские отношения и часто выступает на курсах для преподавателей музыкальных школ винницкой области. С одним из её выступлений (в виде двух видеороликов) вы имеете возможность ознакомиться:

Подпись
Жду ваших комментариев


Комментарии

Школа-десятилетка им.Н.В.Лысенко. Встреча с И.М.Бариновой — 1 комментарий

  1. Уважаемая Татьяна! Сегодня наконец-то собралась поблагодарить Вас за Ваши теплые слова в мой адрес. И за то, что у меня появилась возможность увидеть в записи, как происходит этот процесс под названием мастеркласс. Было любопытно и полезно. Еще раз большое спасибо! Баринова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *