Метроном: нужен ли он нам для занятий музыкой?

метрономМетроном– очень неблагодарная тема. Мне бы искренне хотелось пропеть ему хвалебную оду! Хотя я прекрасно знаю, что этот прибор осмеян и оплёван многими поколениями музыкантов. Его называют «презренным», «тупым» и не ругают его только совсем ленивые. Но для начала немного истории. Считается, что метроном был изобретён в 1636 году и изобрёл его французский богослов, философ, физик, математик и теоретик музыки в одном лице - Маренн Мерсенн.

Считается также, что сделано это было для глухого Бетховена, чтобы облегчить ему попадание в такт во время игры с оркестром (сравните: годы жизни Бетховена: 1770-1827! Не стоит всерьёз воспринимать легенды).

На самом же деле мы можем только с уверенностью утверждать, что Мерсенн нашёл принцип (принцип маятника), благодаря которому в следующем столетии появились первые приборы, которые можно с полным основанием обозначить понятием Метроном (Лулье, Аффилар).

Лично я думаю, что ругают метроном в основном те, кто боится, что окружающие смогут упрекнуть их в отсутствии музыкальности, которая не должна позволять мириться с механическим выстукиванием каждой доли.

Это очень напоминает то, как ругают Карла Черни за то, что он писал сухие, лишённые художественной ценности инструктивные этюды (но при этом играют их непременно и именно благодаря им во многом «делают» себе технику).

Или как ругают Ференца Листа за якобы малосодержательную, поверхностную музыку. Называют «третьесортным композитором», но при этом не гнушаются использовать созданный им пианизм. Плевать в колодец – это как раз по-нашему!

Я безмерно благодарна гению Карла Черни, который наделил его безумной фантазией, позволившей создать астрономическое количество технических формул. Без тщательной проработки его этюдов не вырос после него ни один пианист на свете. Снимаю шляпу и низко кланяюсь!

Я безмерно благодарна гению Ференца Листа, благодаря которому мы имеем современный пианизм во всей его красе. За это и за его прекрасную музыку – снимаю шляпу и низко кланяюсь!

Пожалуй, я не буду снимать шляпу и кланяться перед метрономом. 🙂 Но всё же я очень ему благодарна. Я не расставалась с ним все годы учёбы и пользуюсь им до сих пор. Даже не представляю, как можно без него обходиться.

Да, безусловно, метроном – это схема, а музыка – живое существо, которое дышит и вибрирует в своих ритмах, изысканных и переменчивых. Музыка в тисках метронома – как птица в клетке. Всё это так. Но попробуйте без него воспитать пианиста! Это, как деньги: сами по себе нейтральные, они делаются злом или благом в зависимости от способа их использования.

В каких же случаях метроном необходим?

1. С его помощью можно легко, быстро и абсолютно не напрягаясь определить темп исполняемой музыки. Можно, конечно и без него: представить себе скорость секундной стрелки – (это 60), или темп марша (120), а затем, отталкиваясь от этих цифр, более-менее точно выйти на указанные в нотах цифры. Но зачем так сложно? Ведь с метрономом всё намного проще: нашёл нужную цифру – включил - услышал! Кстати, сразу же после этого можно и выключить.

2. Метроном – единственный «третейский судья», который позволяет «уличить» ученика, играющего неровно в том, что он играет неровно. Все остальные аргументы относятся к сфере субъективных ощущений, поэтому не убедительны. Если чувство ритма подводит, то просто нет другого способа заставить человека услышать где, в какую сторону и в какой степени он отклоняется от метро-ритма.

Личные ощущения при этом бывают настолько обманчивы, они настолько искажают реальность, что даже при включении метронома такие люди иногда сомневаются: а исправен ли этот прибор? Действительно ли он ровно считает?

Когда мы говорим о таком многоплановом явлении, как чувство ритма, то, безусловно, умение играть ровно – далеко не единственное и, возможно, не главное его проявление.

Однако, это всё же первая ступень, без которой других ступеней не будет. С этого мы начинаем (чтобы грамотно отклоняться, надо очень хорошо себе представлять от чего мы отклоняемся!). И лучше метронома для этой цели ещё никто ничего не придумал.

3. Метроном прекрасно справляется с задачей помочь нам выровнять сонатную форму венских классиков. Хочу привести одну цитату, которую не помню дословно, но за смысл отвечаю. «Когда у Моцарта спросили, какую игру он предпочитает: «с чувством», или «в такт», он ответил, что предпочитает, чтобы чувства воспроизводились своевременно».

Сколько бы мы ни морщились брезгливо при слове «метроном», но поиграть под него Гайдна, Моцарта или Бетховена ещё никому не вредило.

Я уже не говорю об инструктивных этюдах, которые только с помощью метронома и возможно «вылизать» до полного блеска, добиться синхронного совпадения правой и левой руки, расставить метрические акценты, выровнять мелкие длительности.

4. Ну и, наконец, самое главное. Именно метроном всегда помогал мне переходить от средних темпов к быстрым и от быстрых к предельно быстрым, обходясь без зажимов и забалтываний. Причём, делать это в короткие сроки и сохранять при этом стабильность, то есть играть без сбоев и накладок.

Для этого существует специальная методика. Её описание заняло бы много времени, да и тема статьи другая. Скажу лишь, что именно этот способ использования метронома заставляет меня отдавать предпочтение старинной форме прибора, с гирькой. А может, и ностальгические детские воспоминания играют свою роль.

Итак, по всем этим причинам, если ваш ребёнок учится музыке и у вас в доме ещё не поселился метроном, то не теряйте времени, а непременно купите его. Это не слишком большие затраты, к тому же они непременно окупятся результатом. Успехов вам в овладении нашим замечательным инструментом!

Подпись
Жду ваших комментариев


Комментарии

Метроном: нужен ли он нам для занятий музыкой? — 1 комментарий

  1. Благодарю Татьяну Зильберт за полезную информацию. Я сам учусь играть на рояле и меня заставляют играть под метроном. Я очень не любил его (и не люблю и сейчас)но надеюсь что ваша цитата мне поможет. Еще раз благодарю вас:-).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *