«Картинки с выставки»: Мусоргский — Гартман — Плетнёв

Картинки с выставки - один из лучших шедевров в русской фортепианной музыке (1874). По форме это сюита, состоящая из десяти пьес, каждая из которых отражает содержание одной из картин художника Виктора Александровича Гартмана.

Виктор Гартман особенно ярко проявил себя не столько художником, сколько талантливым архитектором, сформировавшим в архитектуре свой собственный стиль под названием «русский стиль».

Для Модеста Петровича Мусоргского он являлся очень близким другом, поэтому внезапная смерть Гартмана в молодом возрасте (всего 39 лет!) буквально потрясла композитора.

Через год после этого трагического события по предложению Стасова была проведена выставка картин Виктора Гартмана, посвящённая его памяти. Однако лучшим памятником художнику стал фортепианный цикл, написанный его другом.

Идея его создания появилась у Мусоргского во время посещения выставки, и уже через три недели цикл был готов! Некоторые картины даже сложно назвать именно картинами. Это скорее зарисовки, эскизы, иногда просто намётки к театральным костюмам.

Лишь две картины имеют русскую тематику – остальные рисунки являются «заграничными». Весь цикл состоит из десяти пьес (картинок), связанных одним лейтмотивом под названием «Прогулка».

Это сам Мусоргский, который прогуливается по выставочному залу и время от времени останавливается перед очередной, заинтересовавшей его картиной (кликайте по картинкам для их увеличения). Вот они:

Картинка №1 Гном.гном

Картинка №2 «Старый замок» - изображение старого средневекового замка не сохранилось.

Картинка №3 «Тюильрийский сад» - на этой картине был изображён сад во дворце Тюильри (Париж). Прекрасная погода, нянечки гуляют с детьми. Картина тоже не сохранилась.

Картинка №4 «Быдло» («Сандомирский скот», по определению самого Мусоргского). На картине была изображена польская телега, запряжённая волами, в музыке ясно слышен эффект приближения, а затем удаления этой огромной телеги со скрипучими колёсами. Картина тоже не сохранилась.

Картинка №5 «Балет невылупившихся птенцов». В принципе, это не столько картина, сколько эскиз к балетным костюмам для танца птенцов канарейки (трёхчастная форма).балет невылупившихся птенцов

Картинка №6 «Два еврея: богатый и бедный». У Гартмана эти персонажи не существовали на одной картине. Картин было две: «Богатый еврей в меховой шапке»:

богатый еврей

и «Бедный еврей»: бедный еврейОба еврея - польского происхождения (Сандомирские евреи). У Мусоргского они ведут разговор, в ходе которого каждый раскрывает свой характер.

Картинка №7 «Лиможский рынок» (Франция): рыночный шум, галдёж, сплетни, суета. Картина тоже не сохранилась.

Картинка №8 «Катакомбы. Римская гробница» или «С мёртвыми на мёртвом языке». На переднем плане Гартман изобразил себя. Справа едва можно заметить слабо освещённые черепа.катакомбы. римская гробница

Картинка №9 «Избушка на курьих ножках» (Баба Яга). У Гартмана – всего лишь эскиз часов. У Мусоргского – образ «нечистой силы».избушка на курьих ножках

Картинка №10 «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве». Картина представляет собой проект Киевских ворот. Эти ворота так и не были построены, однако планировалось их строительство после неудачного покушения на  Императора Александра ІІ и его чудесного спасення. Пьеса Мусоргского звучит, как торжество православия, весьма реалистично изображая праздничный колокольный перезвон. богатырские ворота

Лично я познакомилась с «Картинками» в десятилетнем возрасте: мама купила пластинку с записью игры Святослава Рихтера. Впечатление было настолько ярким, что я долгие годы буквально мечтала хоть одним глазком взглянуть на те картинки, которые вдохновили Мусоргского на создание этого чуда.

Сегодня, благодаря интернету, это стало реальным. Однако, увиденное сильно разочаровало меня: музыка Мусоргского в разы превосходит первоисточник по своей художественной ценности!

К тому же, на выставке картины продавались. Очевидно, продавались они и после выставки, так что в свободном доступе осталось всего 6 картин. Вы можете их видеть на моём блоге. Конечно, это всего лишь репродукции, да ещё и в электронном варианте, но всё же лучше, чем ничего.

Очень любопытна судьба этого фортепианного цикла. Во-первых, он не издавался при жизни автора и, соответственно, не был исполнен ни разу при жизни композитора.

Во-вторых, известность к этому произведению пришла благодаря оркестровой обработке французского композитора Мориса Равеля, запись этой обработки вышла спустя полвека после смерти Мусоргского.

Однако, цикл был написан именно для фортепиано! Не знаю, как кому, но лично мне именно этот вариант нравится больше всего. Причём, я никогда не думала, что исполнение Рихтера может когда-либо отодвинуться для меня на второй план, не представляла себе исполнителя, который мог бы в этом шедевре «переиграть» самого Святослава Рихтера!

Но сегодня я буквально покорена трактовкой Михаила Плетнёва. Считаю её наилучшей и потому именно её выбрала для размещения на своём блоге.

Предлагаю вам получить удовольствие от знакомства с этой «жемчужиной» русского фортепианного наследия, да ещё и в совершенно замечательном варианте исполнения:


Подпись
Жду ваших комментариев


Комментарии

«Картинки с выставки»: Мусоргский — Гартман — Плетнёв — 10 комментариев

  1. Слушаю «Картинки» в исполнении Игоря Худолея, запись фирмы «Мелодия», А10 00495 008. Я с 1976 года собираю записи этого гениального цикла, как фортепьянные, так и оркестровые. Есть и концертная запись группы Эмерсон, Лейк и Палмер. Исполнение Худолея стало для меня полным откровением!

  2. Уважаемый автор, добрый день. Картинка «Богатый еврей в меховой шапке» сохранилась. Обе акварели, которые превратились в пьесу «Два еврея: богатый и бедный» (кстати, Мусоргский назвал эту свою пьесу иначе, «Самуэль Гольденберг и Шмулле»), принадлежали самому композитору. Рисунки ему подарил Гартман ещё при своей жизни.»Еврея в меховой шапке» на просторах интернета найти совсем несложно.
    Судить о работах Гартмана по той мелочи, что сохранилась, не есть правильно и честно. Известность к циклу пришла не после оркестровки Равеля, а после редакции Римского-Корсакова. Оркестровок этого произведения существует около 20. Жаль, что Мусоргский уже не может вступиться за своё детище, и каждый оркеструет, кто во что горазд. А фортепиано у Модеста Петровича звучит, как оркестр, он просто расширил его возможности в этом цикле. Поэтому любой оркестровке предпочту Рихтера, Плетнёва и Мержанова.

    • Уважаемая Татьяна! Большое спасибо за интерес к моему блогу и за помощь. Я использовала информацию, доступную в интернете на момент написания статьи. Отчётливо помню, что авторство Гартмана в отношении упомянутой картины не вызывало единодушного признания, потому я и не предложила читателям эту картину.
      Благодаря вам я подкорректировала статью, добавив сегодня изображение данной картины. Что же касается оркестровки Равеля, то здесь не могу с вами согласиться. Именно через неё цикл получил известность, а как раз после редакции Римского-Корсакова, подкорректировавшего текст Мусоргского, пианисты не торопились включать его в концертные программы.
      Кстати, по этой же редакции Равель и сделал свою знаменитую оркестровку, так что именно в этом качестве Николай Андреевич способствовал популяризации шедевра (через творчество Равеля).
      И ещё, ни один человек в мире не может ответственно судить обо всём. Сознавая это, я никогда бы не взяла на себя смелость давать оценку работам Гартмана, поскольку не имею для этого достаточной компетенции, да и блог мой по своей тематике музыкальный.
      Тема статьи – фортепианный цикл, а картины здесь лишь постольку, поскольку с этим циклом связаны. Не мне о них судить. Так что ваше обвинение меня в нечестности ну просто крайне удивительно, чтоб не сказать больше.
      В вопросе предпочтений фортепианного варианта полностью разделяю ваше мнение.

  3. Спасибо!Замечательная оркестровка М.Равеля и,хотя Плетнев блестящий пианист,на фортепиано нет тех тембровых находок какие сочинил Французский ком-тор.

  4. Спасибо Татьяна за информацию , 18 июня ходила в театр на закрытие органного сезона .» Картинки с выставки » исполнял Рубин Абдуллин из Казани. . Спасибо Татьяна за знакомство с картинами Гартмана и за замечательное исполнение Плетнева .

  5. Дорогая Татьяна,
    огромное спасибо за эту возможность познакомиться с замечательной интерпретацией Плетнева. В пианисте всегда поражает его сильный музыкальный фон и необыкновенное чувство формы.
    Но мне представляется, что в «Богатырских воротах» он немного гремит и слишком сильно жмет на педаль. Еще мне показалось , что он немного напевает во время исполнения ((возможно ли это?!), почти как Глен Гульд. Если это так, то это даже милая черта.
    «Картинки с выставки» впервые послушала в детстве в музыкальной школе, и с тех пор их всегда с удовольствием слушаю. Мусоргский, один из самых оригинальных русских композиторов, и жаль, что редко ставят его оперы — «Бориса Годунова» и «Хованщину», а уж «Сорочинскую ярмарку» и вообще забыли.
    А запись «Картинок» буду слушать и познакомлю и детей, и внкуов. Еще раз спасибо. Наталья.

    • К сожалению, я поздно увидела ваши последующие два сообщения. Я не стала их здесь размещать, а ответ (даже 2 ответа) выслала вам на почту. Но даже здесь, на блоге, в том числе и для других, могу добавить: то, что находится внизу в рамочке «Добавить комментарий» видно только вам.
      Татьяна.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *