Искусство аккомпанемента в музыкальной школе

искусство аккомпанемента

Искусство аккомпанемента в музыкальной школе обычно проходится в старших классах. При наличии иллюстратора этот предмет бывает особенно интересен и полезен. Иллюстратор – это солист, которого принимают на работу специально для того, чтобы он исполнял (иллюстрировал) ту сольную партию, для которой играется аккомпанемент. В таком «живом» варианте обучения ученик на практике учится чувствовать солиста, познаёт всю специфику, все тонкости этой работы.

А тонкостей и особенностей здесь немало.

1.На уроках специальности ребёнок читает ноты, изложенные на двух нотоносцах: для правой и для левой руки. При этом обычно в правой руке находится мелодия, которая играется громче, а в левой – аккомпанемент, исполняемый тише.

Таким образом, мы привыкаем «выделять» правую руку и «прятать» левую. При игре аккомпанемента всё иначе. Во-первых, нотный текст изложен не на двух, а на трёх нотоносцах. Верхний – для солиста, и именно там теперь находится мелодия, то есть именно то основное, что должно в звучании выходить на первый план.

Для пианиста же остаётся аккомпанемент, изложенный на двух нотоносцах. На втором месте по значению после мелодии идёт линия басового голоса, которая определяет гармонию, а этот голос находится для пианиста не в правой, а в левой руке. Таким образом, получается, что главной уже становится левая рука, а правую надо научиться играть гораздо тише.

2.Вторая сложность заключается в том, что дети, осваивающие фортепиано, с самого начала приучаются играть ровно. Такой навык, безусловно, очень важен, однако «живая» музыка очень редко исполняется абсолютно ровно.

Мастерство исполнения во многом зависит от умения тонко отступать от ровности в сторону бесконечных незначительных ускорений и замедлений, причём делать это надо в меру и с большим вкусом (такая особенность музыкальной речи называется агогикой).

Именно игра со взрослым мастером-солистом приучает юного пианиста к такой манере исполнения. Особенно показательна и полезна в этом смысле работа в паре с вокалистом.

Вся инструментальная музыка родилась из подражания пению, выразительным интонациям человеческой речи. Отсюда идёт наша фразировка, дыхание, агогика.

Поэтому именно участие в исполнении вокальной музыки является для пианиста особенно желательным и полезным во всех смыслах.

3.Игра аккомпанементов учит разнообразить тембры на рояле, искать новые краски, «расслаивать» фактуру, находя в ней элементы, которые необходимо выделить из общего окружения, поскольку они хорошо впишутся в партию солиста, перекликаясь с ним интонационно. Это серьёзным образом расширит возможности ребёнка и при игре сольных произведений.

4.Есть ещё один очень важный момент в игре аккомпанементов: такое музицирование приучает юного пианиста быть чутким, уметь прислушиваться к солисту, ощущать и предвидеть каждое его намеренье, буквально «дышать в унисон», идти за ним тенью.

Будьте уверены, что такой навык обязательно отразится и на обычной, немузыкальной жизни ребёнка, приучая его видеть и чувствовать окружающих его людей, лучше понимать их интересы. А это уже элемент воспитания интеллигентности.

5.Не все, кто оканчивает музыкальную школу, становятся музыкантами. Большинству редко придётся в будущем сталкиваться с необходимостью выступать с сольным исполнением пьес. А вот аккомпанемент – как раз та область, которая наверняка пригодится. Довольно часто по жизни бывает нужно кому-то саккомпанировать. Да и себе, в конце концов, или своему будущему ребёнку, разучивая с ним детские песенки.

Поэтому, если по какой-либо причине у вашего ребёнка не преподают аккомпанемент – попросите преподавателя, чтобы он прошёл с ним в классе хотя бы парочку вокальных произведений для знакомства с этим навыком.
Подпись
Жду ваших комментариев


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *