Группа ударных инструментов в оркестре

Ссылки на статьи обо всех инструментах симфонического оркестра находятся здесь:https://tatzilbert.ru/simfonicheskiy/Симфонический оркестр и "Путеводитель".  Группа ударных в симфоническом оркестре довольно многочисленна и представлена целым рядом инструментов.

литавры1.ЛИТАВРЫ - этот ударный инструмент очень древний по своему происхождению. Он использовался на Востоке, в Африке, в древних античных цивилизациях. В Европу литавры попали в средние века.

Точнее, маленькие литавры, которые рыцари держали на коленях, сидя на коне, существовали давно, а вот большие пришли в XV веке через Венгрию и Турцию.

По виду литавры напоминают медные котлы с натянутой кожей. Каждая литавра настроена на звук определённой высоты и издаёт всего один звук, который извлекается при помощи удара палочками с войлочными наконечниками.

Чтобы перестроить высоту звука литавры, надо изменить степень натяжения кожи, а это требует времени. Поэтому в оркестре таких инструментов обычно бывает два. Производя палочками тремоло, можно добиться эффекта грома или имитировать канонаду.

тарелки2.ТАРЕЛКИ – этот инструмент также существовал в древневосточной и античной культуре, однако особенную популярность он приобрёл в Турции. Оттуда он и попал в Европу в 18 веке после османских войн.

Тарелки делаются из медного сплава, к ним прикрепляются специальные ремни, чтобы было удобно держать. Звук извлекается стоя, скользящим косым ударом тарелки об тарелку.

Часто этот эффект сопровождается ударом в большой барабан. Иногда по тарелкам ударяют палочками. В симфоническом оркестре обычно используется одна пара тарелок, хотя бывают произведения, где их задействовано до трёх пар.

ксилофон3.КСИЛОФОН – в переводе означает «деревянный звук». На этом инструменте звук получают в результате ударов деревянными палочками по  деревянным же брусочкам разных размеров.

Получается очень характерный звук, поэтому в оркестре ксилофон обычно используют для специального звукового эффекта в особых ситуациях, где необходим острый, щёлкающий звук.

Например, в сказочной опере Корсакова ксилофон появляется в эпизоде, в котором белочка грызёт золотые орешки. Тембр этого инструмента связан с образами гротескными, причудливыми.

Ксилофон – инструмент очень техничный. Особенно эффектно на нём звучат быстрые пассажи, глиссандо, тремоло.

барабан4.БАРАБАНЫ – бывают большие и малые. Большой барабан приводится в действие палкой с колотушками с двух сторон, либо палочкой от литавр.

Поначалу его использовали в основном в турецкой музыке, но затем (с 19 века) – и в звукоизобразительных целях. Часто его используют «в компании» с тарелками.

Малый барабан имеет струны, натянутые под кожей, и это создаёт особую трескучесть при ударе палочками. Сила звука у малого барабана имеет необыкновенно широкий диапазон: от очень громкого, раскатистого фортиссимо до тишайшего шороха, что серьёзно расширяет возможности оркестра.

треугольник5.ТРЕУГОЛЬНИК – этот инструмент в оркестре справедливо считается одним из самых маленьких. Он представляет из себя металлический прут, который согнут по форме треугольника и подвешен на струне.

Если по нему ударить металлической палочкой, то получится звук очень чистого, звенящего тембра. Кроме обычного удара, на треугольнике можно изобразить тремоло.

Этот инструмент использовался уже в 15 веке. Треугольник, как и другие ударные, часто используется в турецкой музыке и вообще при создании образов Востока.

колокольчики6.КОЛОКОЛЬЧИКИ – это, пожалуй, самый поэтичный из ударных инструментов.

Поначалу это были действительно колокольчики, настроенные на различную высоту, но впоследствии их заменили металлическими пластинками, по виду напоминающими фортепианную клавиатуру и закреплёнными в деревянном ящичке.

Звук извлекается ударами двух металлических молоточков. Получается довольно нежный, серебристый тембр.

колокола7.КОЛОКОЛА – этот инструмент обычно изображает колокольный звон, что чаще всего бывает связано с оперными спектаклями («Князь Игорь», «Борис Годунов»).

Основная задача этого инструмента – имитировать церковные колокола в симфоническом оркестре. Для этого металлическим молотком, обтянутым резиной, бьют по стальным трубам, подвешенным к специальной раме.

В России этот инструмент называется «Итальянские колокола». Иногда трубы заменяют металлическими пластинками.

бубен8.БУБЕН (Тамбурин) – очень древний и очень примитивно устроенный инструмент: обруч из дерева с натянутой кожей.

По кругу обруча прицеплены всевозможные погремушки из металла, а внутри на натянутых верёвочках нанизаны колокольчики.

Всё это шумит и гремит при любом движении бубна. Бубен не имеет определённой высоты, его партия в нотах выписана на одной линеечке («нитке»).

Способы извлечения звука на бубне довольно разнообразны: это и потряхивания, и удары по коже, и отбивание ритмического рисунка, который бывает иногда очень сложен, трели, тремоло и так далее, причём всё это возможно на самом различном уровне динамики.

Чаще всего бубен используется для выражения образов Востока и в Испанской музыке.

кастаньеты9.КАСТАНЬЕТЫ – это слово в переводе означает «маленькие каштаны». Кастаньеты – национальный испанский инструмент, его изготавливают из самшита или чёрного дерева, по форме этот инструмент похож на две раковины.

Традиционно используют две пары кастаньет, скреплённых шнурком, который крепится на больших пальцах правой и левой руки.

Кастаньеты для левой руки – имеют более низкий тон, они больше по размеру и отбивают основной ритмический рисунок.

Этот инструмент всегда сопровождает испанские танцы, причём управляются с ними не музыканты, а сами испанские танцовщики, которых с детства обучают этому искусству.

Оркестровые кастаньеты – слабая копия испанских. Они намного проще устроены, не требуют сложной системы управления: две деревянных раковины  насажены на деревянный стержень (рукоятку). Звук извлекается при помощи встряхивания.

В симфоническом оркестре, конечно же, использование кастаньет прежде всего связано с испанской музыкой. Однако есть и исключения, например, в опере «Самсон и Далила», а также в третьем фортепьянном концерте Прокофьева.
Подпись
Жду ваших комментариев


Комментарии

Группа ударных инструментов в оркестре — 13 комментариев

    • Не позорь Челябинск! В слове «извините» четвёртая буква «и» (это ответ для любознательных). 🙂

    • Разумеется, нет, не все. Я и не ставила перед собой такую задачу. На протяжении истории практически каждый народ, каждая культура создавала свои музыкальные инструменты (в том числе ударные) и перечислить все – задача мало реальная. В статье речь идёт лишь о тех ударных, которые либо постоянно, либо эпизодически присутствуют в симфоническом оркестре. И, если честно, у меня не было желания копать эту тему глубоко. Мой блог ориентирован на семьи, в которых дети обучаются в ДМШ на фортепианном отделе. Соответственно, глава об инструментах оркестра появилась здесь для того, чтобы дать представление о звучании различных ТЕМБРОВ, которые можно и нужно пытаться повторить на рояле, «оркеструя» таким образом фортепианные произведения. Спасибо за интерес к моему блогу!

      • Ударные. И они вполне могут быть использованы по воле композитора в любом произведении, где потребуется их участие. Однако эти ударные инструменты не входят в постоянный состав симфонического оркестра.

  1. Здравствуйте, уважаемая Татьяна! Не могли бы Вы просветить, какая музыка с участием симфонических (трубчатых) колоколов звучит на 24-й минуте первой части фильма «Монолог в 4-х частях. Владимир Федосеев», размещённого на сайте телеканала «Культура». Вот ссылка на это видео: tvkultura.ru/video/show/brand_id/34445/episode_id/177397/video_id/177397/viewtype/picture/
    Музыка-то, несомненно, известнейшая, но авторы фильма не удосужились в титрах её назвать.

  2. Татьяна,большое спасибо за вашу статью об ударных инструментах-кратко, доступно и безусловно понятно ребёнку.С уважением ваш коллега.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *