Что на самом деле означает обучение игре на фортепиано "для себя"? Специфика обучения музыке в сравнении с другими предметами заключается в том, что здесь апелляция к эмоциям в процессе занятий по определению является неизбежной.
Выражение эмоций, состояния души языком звуков – главная задача музыки. Однако задача эта решается достаточно сложно, при помощи целой системы невербальных образов, символов, слуховых представлений.
Реализация этой задачи возможна лишь при достаточном развитии психомоторики, ритма, слуха, памяти, внимания, всех видов мышления, включая дивергентное, логическое, аналитическое, пространственное и, самое главное – необходим достаточно высокий духовный уровень развития юного музыканта.
Для того, чтобы исполняемая ребёнком музыка что-то выражала, чтобы это было интересно для слушателя, он, прежде всего, сам должен стать интересной личностью! Сюда входит и эмпатическое отношение к людям, и развитие творческого потенциала, воображения, фантазии, и сила воли, способность увлекать за собой, яркая энергетика и ещё очень много чего.
Самая большая трудность заключается в неадекватности сложности материала возрасту юного музыканта, начинающего своё обучение. Ребёнку в его 5-6 лет ещё ближе всего игрушки, сказки и всевозможные развлечения.
А при этом одной из первых должна быть усвоена, к примеру, тема простых дробей в связи с изучением длительностей и размера. Для сравнения: в обычной школе это материал 5-6 класса!
При всём при этом жизненно необходимо сохранить интерес ученика к занятиям, иначе он просто откажется ходить на уроки. Соответственно, личность учителя музыки, как и объём совершаемой им работы должны быть незаурядными, соответствующими поставленной серьёзной задаче по формированию музыканта.
И вот теперь представьте себе маму, которая приводит ребёнка в музыкальную школу и говорит учителю примерно следующее: «Мы ещё не определились, насколько это нам нужно, будет ли у нас что-то получаться. Мы хотим просто попробовать. Для себя, для общего развития.
Много уделять этому времени у нас нет возможности: мы ещё ходим на танцы, на плаванье и в художественную школу. И в основной (!) школе у нас все пятёрки, так что свободного времени совсем не остаётся. Мы посмотрим, как пойдёт…
Если ребёнку будет интересно, то будем думать о том, чтобы купить пианино, но в принципе – это не его будущая профессия, так что не надо его сильно нагружать, ему и так сложно». С некоторыми вариантами, но примерно в таком ключе рассуждают очень многие родители.
Поэтому очень хочется ответить сразу всем: Даже не надейтесь!!! Не надо быть экстрасенсом, чтобы безоговорочно, со 100%-ной уверенностью сказать: в такой ситуации у ребёнка ни при каких способностях никогда ничего хорошего в музыкальной школе не получится.
Можно даже не начинать, чтоб его не травмировать. Лучше записать его ещё на пару кружков, где он будет ещё с чем-нибудь «слегка знакомиться». С музыкой такие варианты не проходят.
Здесь правила игры простые: вы делаете всё с максимальной отдачей (наличие инструмента в доме даже не обсуждается) и тогда, возможно, у него получится научиться «для себя».
Может быть, получится и гораздо интереснее, чем просто «для себя», но это уже «как Бог даст». Без максимальной же отдачи получится только одно: отвращение к музыке на всю жизнь, воспоминание об инструменте, как об орудии пытки.
Только не подумайте, что это время вы потратите напрасно. Возможно, именно этот опыт окажется наиболее ценным приобретением во всей его жизни!
Это в общеобразовательной школе можно ходить на все предметы, как «на экскурсию», знакомясь со всем по чуть-чуть и постепенно совершая выбор будущей профессии. Здесь, если по чуть-чуть, то не получится никак.
Вернее, получится настолько плохо, что никакой нормальный ребёнок этого долго не выдержит. (На самом деле дети способны переносить очень серьёзные нагрузки и даже с радостью, но только в том случае, когда они видят результат). К тому же, в музыке выбор будущей профессии невозможно отложить надолго: 8-10 лет – уже слишком поздно (я говорю о пианистах).
Нормальный подход должен быть таким: начало занятий – с пяти-шести лет с самыми серьёзными намерениями, а вот дальше, через 2-3 года, природа сама сделает естественный отбор: кому для себя, а кому – для народа.
В любом случае ваш ребёнок получит очень важный навык серьёзного постижения предмета «в глубину», то, чего никакая другая школа в силу самой своей специфики ему предоставить не сможет.
Этот навык погружения в предмет на максимальную глубину (по-другому у нас просто не получится) необходим в любом деле, которое вы хотите освоить на хорошем, профессиональном уровне.
Рано или поздно, пусть не в музыке, но этот вопрос перед вашим ребёнком встанет, и очень хорошо, если у него будет приобретённый ещё в детстве опыт качественной работы, в противовес опыту его работы над предметами общеобразовательной школы, дающий представление лишь о халтуре и весьма поверхностном «слизывании вершков».
Не стоит забывать также о том, что предупреждая учителя о несерьёзном отношении к занятиям музыкой, вы снимаете с него ответственность за результат и даже более того, просите работать с вашим ребёнком, как попало. Вы действительно этого хотите?