Фортепианные уроки в детских музыкальных школах-десятилетках ведутся с учениками от нулевого класса до одиннадцатого. Таким образом, они включают последовательно курс детской музыкальной школы и училища.
В результате, у преподавателей десятилеток есть ежегодный опыт работы с учащимися всех возрастов школьного периода жизни ребёнка. У преподавателей училища всё немного иначе.
Мы тоже работаем с детьми этой возрастной категории, но основной опыт работы получаем всё же с учащимися от 15 до 19 лет, то есть, период училища.
Маленькие дети в училище существуют в качестве материала для обучения преподаванию студентов и предмет этот называется «педагогическая практика».
Конечно, преподаватель училища присутствует на каждом уроке, участвует в работе с ребёнком, но… Во-первых, основной объект его внимания, основная цель – это всё-таки студент училища и его навыки преподавания, во-вторых, далеко не каждый преподаватель имеет в своей нагрузке эту самую педпрактику. В-третьих, если и имеет, то далеко не на полную ставку, а лишь на очень малую часть своей нагрузки.
Вот так и получается, что у нас хорошо, даже можно сказать, отлично с теорией, но имеется определённый напряг с практикой работы с малышами.
Ведь кроме знаний того, что необходимо вложить в ребёнка, очень важно знать как, каким образом это сделать. А для этого одних знаний возрастной психологии недостаточно.
Жизненный опыт в этом вопросе просто незаменим. Идти консультироваться у преподавателей детских музыкальных школ, которых мы сами же и учили всему, вроде бы нелогично.
А вот у преподавателей школ-десятилеток как раз хорошо. У нас одинаковое образование, но несколько разный уклон. К тому же в эти школы попадают дети отборные в смысле музыкальных данных, а опыт работы с талантливыми детьми очень сильно влияет на развитие педагогических возможностей в плане их увеличения.
Поэтому, когда моей невестке, которая является к тому же моей бывшей выпускницей и нынешней коллегой, дали вести педпрактику, да ещё и ученицу нулевого класса, я решила, что это хороший повод подъехать в Киев в десятилетку к Ирине Михайловне на консультацию.
Проблемы моей Олечки заключались в следующем: «Татьяна Николаевна, я всё знаю, чему я должна её научить, но как сделать, чтобы не перегрузить, чтобы она не потеряла интерес, в какой последовательности, с какой интенсивностью и в какой форме всё это преподносить? Насколько должен присутствовать в классе игровой элемент и как именно этот элемент вписать в методику преподавания? Куча вопросов!».
Лично я отношусь как раз к тем преподавателям училища, которые не ведут педпрактику, поэтому побоялась давать советы и вместо этого позвонила в Киев Ирине Михайловне и напросилась на консультацию.
Заодно мы взяли с собой видеокамеру и отсняли ещё четыре урока. Это обычные рядовые уроки (я думаю, что этот факт имеет особую ценность, что это не «на публику» работа, а именно обычные уроки) с теми учениками, которые пришли на уроки фортепиано в тот день.
К сожалению, развал системы музыкального образования коснулся даже десятилеток. Мы с удивлением констатировали снижение уровня учащихся в смысле их природной одарённости.
Раньше в эту школу брали только очень талантливых детей. Сейчас, как вы можете убедиться, берут не только их. Думаю, что заглянуть на уроки в десятилетку удаётся не каждому и не каждый день. На моём блоге вы можете это сделать хоть сейчас!
Безусловно, это так. В типичном варианте педагог по специальности — почти вторая мама. Занития индивидуальные по 2-3 раза в неделю. Педагог существует не для группы, а персонально для одного ученика, и их у него совсем не много, есть возможность сконцентрироваться на каждом, для каждого определить его индивидуальный путь развития. Конечно же и личные отношения устанавливаются обычно очень тёплые, доверительные. Я не была никогда спортсменкой, но возможно, это похоже на тренерство. Думаю, что и в этом смысле музыкалка для ребёнка — это просто роскошь!
как интересно: один руководитель учит целых одиннадцать лет. думаю, что преподаватель передает не только свои знания музыки. но и свой характер, понимание жизни.