Темперамент и характер музыканта, безусловно, влияют на впечатление, производимое его игрой. На первый взгляд кажется, что ребёнку, имеющему активный темперамент, взрывной, «боевой» характер, яркую эмоциональность гораздо проще проявить себя в музыке.
С другой стороны, скромной «тихоне» со спокойным, вяловатым темпераментом невозможно зажечь своей игрой слушателя.
Однако среди ярких и даже выдающихся представителей этой профессии можно найти людей самых различных темпераментов, которые почти не проявляют свою энергетику в обычной жизни, но внезапно преображаются за роялем до неузнаваемости и дарят слушателю незабываемые всплески эмоциональной энергии, заражая своим настроением зал и покоряя публику.
Педагоги-музыканты утверждают, что любой «слабый» темперамент можно перевести к усиленному типу реакции, то есть ускорить то, что от природы замедленно.
Невозможно изменить врождённый темперамент, но вполне реально воздействовать на этот темперамент и таким образом сформировать характер, необходимый для успешного музыкального развития.
Другими словами, темперамент – всего лишь предпосылка, а характер – результат воспитания; причём, общего воспитания, а не сугубо музыкального. Как известно, воспитывается ребёнок не только на уроках музыки; основное воздействие происходит именно дома, и это – результат работы, прежде всего, родителей.
Как же можно формировать характер через воздействие на темперамент? Пути этого воздействия связаны, прежде всего, с теми эмоциональными впечатлениями, которые ребёнок получает при знакомстве со всеми видами смежных искусств и общении с природой.
Используя эти впечатления, как подручный материал, мы стараемся сформировать у ребёнка характер, развивая его важнейшие личностные качества. Какие же личностные качества прежде всего необходимы музыканту?
Предлагаю вам список этих качеств, который составлен не мной, а лучшими нашими педагогами-практиками:
сила воли и настойчивость в стремлении к цели; чувство ответственности и аккуратность; реальная самооценка; решительность; способность в нужный момент собраться и приложить все усилия; умение владеть собой во всех ситуациях; вера в свои возможности; чувство юмора; присутствие и соблюдение нравственных принципов; желание преуспеть; стремление к работе над собой через объективный самоанализ; способность делать правильные выводы из критических замечаний; доброжелательное отношение к окружающим.
Заметьте, что все эти качества не имеют прямого отношения к музыке, но при этом являются абсолютно необходимыми для успешного обучения этому предмету.
Решая задачу по формированию такого набора качеств характера, вы готовите своему ребёнку успешное освоение далеко не только музыкальных дисциплин. Думаю, от такого набора для своего ребёнка никто бы не отказался.
К сожалению, формат статьи на блоге не позволяет осветить все способы достижения намеченных результатов. Однако я уверена, что, при хорошо налаженном контакте с педагогом по специальности, вы получите все необходимые на этот счёт инструкции и сможете совместно разработать план по формированию характера вашего ребёнка.
Занятия музыкой – очень удобное орудие, при помощи которого можно легко воплотить этот план в жизнь. Я знаю и вижу, что те дети, которые учатся музыке всерьёз и уже добились каких-то результатов, непременно имеют набор вышеперечисленных качеств в своём характере. Думаю, это потому, что именно методика выполнения домашней работы по музыке играет в формировании характера важнейшую роль.
Это вполне реально, просто работать в данном направлении в одиночку как родителям, так и педагогу, очень сложно. Именно в общепедагогическом воздействии на ребёнка так важен ваш тандем: родители-педагог.
Общие советы здесь давать было бы не очень правильно. Поскольку каждый ребёнок уникален и каждая ситуация в семье неповторима, то и способы решения задачи в каждом случае будут несколько разными. Это – творческая работа и очень интересная. В выигрыше от неё будут все.
Просто придите на урок с ребёнком и скажите педагогу, что вы заинтересованы в такой работе. Для вас недостаточно освоить инструмент, вы воспитываете личность! И, кстати, освоение инструмента пойдёт совершенно другими темпами.