Святослав Рихтер относится к музыкантам такого масштаба, который не укладывается в рамки одной страны или одного народа. Рихтер – достояние человечества, вершина достижений пианизма ХХ века. Как Гилельс, Горовиц, Плетнёв, Гринберг, Зак, Крайнев, Слободяник и многие другие пианисты (и не только пианисты!),
получившие впоследствии всемирную известность, Рихтер приехал в Москву с Украины, а точнее, из Одессы.
Путь Рихтера очень особенный, он абсолютно нестандартен во всём. Достаточно сказать, что до 22 лет он официально нигде не учился музыке. Безусловно, азы музыкального образования были получены в семье, однако никто с ним не возился.
Его путь постижения мастерства – это в основном самообразование. Готовя себя к практике дирижёра, Рихтер перечитал с листа огромное количество оперных и симфонических клавиров и партитур. Он имел широчайший музыкальный кругозор и эрудицию и в 15 лет уже работал концертмейстером в театре одесской оперы.
В возрасте 22 лет (в 1937 году) Рихтер едет в Москву, где поступает в консерваторию в класс к Нейгаузу (всем известна фраза, сказанная им после прослушивания Рихтера: «Это ученик, которого я ждал всю жизнь»).
Святослав Рихтер во всех своих проявлениях не укладывался в общепринятые нормы. Например, он категорически отказывается вступить в партию. Не в знак протеста, а потому, что ему это не интересно. Он «не был бунтарём, но всегда был строптивцем».
Так, по той же причине Рихтер отказывается посещать обязательный курс политических предметов (и это во времена Сталина!), за что его дважды исключали из консерватории. Лишь благодаря хлопотам Нейгауза ему удавалось восстанавливаться и в конце концов получить диплом.
Рихтер не участвовал ни в одном международном конкурсе, опять же потому, что это не было ему интересно. И тем не менее, его знает весь мир.
Начало его карьеры связано с исполнением Пятого концерта Прокофьева, который был исполнен с ошеломляющим успехом по просьбе самого автора, стоявшего за дирижёрским пультом. В авторском исполнении (за роялем) концерт не производил впечатления.
С тех пор имя Рихтера становится легендой. Он много концертирует по стране, его репертуар разросся до невероятных размеров. В общей сложности в его памяти держалось почти восемьдесят программ сольных концертов!
До 45 лет своей жизни Рихтера не выпускали с концертами за границу, о чём он совершенно не сожалел. Он был абсолютно безразличен к собственной славе и достатку, что не давало возможности оказывать на него какое-либо давление. Он был одним из немногих свободных людей в тоталитарной стране.
Когда же наконец ему было разрешено ездить с концертами на Запад, его выступления буквально «взорвали» музыкальный мир.
Рихтера невозможно было принудить что-либо делать: он не подчиняется тому расписанию концертов, которое составлялось для него заранее, играет когда хочет и где хочет. Отказывается от поездок в Америку, поскольку эта страна вызывает у него отвращение.
Временами Рихтер вообще мог исчезнуть без всяких объяснений на несколько месяцев. Так, например, он исчез на полгода в возрасте более семидесяти лет, уехав на своём автомобиле в незапланированное концертное турне от Москвы до Владивостока, давая по пути концерты в самых захолустных городках Сибири.
Начиная с 80-х годов Рихтер стал играть концерты по нотам при очень слабом освещении, почти в полутьме, чтобы внимание слушателя ничто не отвлекало от звуков. Японская фирма «Ямаха» сделала его «лицом фирмы» и предоставила в распоряжение два рояля (с настройщиками!). Эти рояли возили за ним во время гастролей.
Рихтер ненавидел рекламу, тем более саморекламу, потому не давал интервью. Однако, к счастью, вёл дневники, которые сохранились. Это дало возможность французскому режиссёру Бруно Монсенжону создать о Рихтере совершенно необыкновенный фильм в двух частях.
В этом фильме Святослав Рихтер ведёт с нами неспешную беседу о музыке, о времени, о себе и много играет. В официальном варианте перевода фильм называется «Рихтер непокорённый». Однако французское слово «l’Insoumis» при переводе на русский имеет разные оттенки значения. Один из вариантов перевода – «неразгаданный». Мне показалось, что это ближе к истине. Хотя, конечно, и непокорённый тоже. Но не в названии суть.
Это, безусловно, один из лучших фильмов в своём жанре. С удовольствием приглашаю вас к просмотру:
Дорогая Татьяна, благодарю Вас за ваш неподдельный интерес к музыке и к профессии. Хочу с Вами поделиться, хотя, думаю, Вы об этой книге наверняка знаете — РИХТЕР ДНЕВНИКИ ДИАЛОГИ Бруно Монсенжона.
Начало этой книге как раз положил фильм о Рихтере, который с удовольствием смотрят многие. Книга необыкновенная, безусловно достойна внимания и прочтения.
Я ваша коллега по мукам фортепианным. Стаж работы такой же, как у Вас. Абсолютно согласна с Вами в необходимости преподавания ф-го ансамбля. Если вдруг захотите мне написать, буду рада.
Кто знает, а вдруг мы с вами международный конкурс АНСАМБЛЕЙ организуем.
С благодарностью.
Л.К.
Спасибо за положительный отзыв!
ТАТЬЯНА! БЛАГОДАРЮ ВАС ЗА ИНТЕРЕСНУЮ ИНФОРМАЦИЮ! БЫЛО ОЧЕНЬ ПРИЯТНО ПУТЕШЕСТВОВАТЬ ПО ВАШЕМУ БЛОГУ…ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ ОФОРМЛЕНИЕ,ПО МОЕМУ ПРОСТО ИДЕАЛЬНОЕ.