Развитие ребёнка. Мнение проф.Макарова В.Л.

 развитие ребёнкаВыдающийся украинский педагог-музыкант В.Л.Макаров создал замечательную методику преподавания игры на фортепиано, в основе которой лежит комплексное развитие ребёнка.

 Эта методика неизменно даёт блестящие результаты. Лично мне очень нравится

его ясное объяснение того, в какой форме и до какой степени родители могут помочь своему ребёнку быстро развиваться в процессе освоения инструмента.

Очень коротко это выглядит примерно так. Весь процесс воспитательно-обучающего воздействия, направленного на развитие ребёнка делится на три основных направления:

I. Духовное развитие ребёнка:

1. Общение с природой;

2. Воздействие искусства и литературы;

3. Развитие творческих способностей (интуиция, воображение, фантазия);

4. Воспитание личностных качеств. Этот пункт Макаров расшифровывает очень подробно. Сюда входит воспитание таких качеств, как: воля и настойчивость, добросовестность и аккуратность, решительность и способность рисковать, самообладание и способность мобилизовать свои резервы, уверенность в своих силах, чувство юмора, чуткость к анализу нравственных проблем, соревновательность, склонность к самоанализу, терпимость к критике, эмпатия (способность сопереживания) к людям.

II. Развитие внимания, памяти, мышления:

1. Внимание: его объём, устойчивость, концентрация, распределение, переключение;

2. Память: оперативная, долгосрочная, зрительная, ассоциативная;

3. Мышление: дивергентное (то есть быстрота мышления, гибкость, оригинальность, точность), аналитическое, логическое, продуктивное, пространственное.

III. Развитие профессиональных навыков:

1. Психомоторика: организация пианистического аппарата, координация, моторика;

2. Ритм: темпо-ритм, метро-ритм, музыкально-художественный ритм;

3. Слух: звуковысотный, мелодический, полифонический, гармонический, тембро-динамический, внутренний.

Как можно видеть из этого плана действий, первые два раздела наиболее важны, они надпрофессиональны и способствуют формированию у ребёнка такого свойства, как интеллигентность.

Что касается раздела III, то он уже имеет прямое отношение к развитию профессиональных навыков. Самое главное здесь заключается в том, что этот раздел напрямую зависит от качественного выполнения задач I и II разделов.

К сожалению, если не решаются задачи двух первых разделов, то вся работа педагога идёт насмарку, результат будет весьма незначительным.

Внимание, родители! Вам ни в коем случае не разрешается (если вы не хотите намеренно мешать процессу обучения) вмешиваться и корректировать работу педагога, относящуюся к III разделу (обучение профессиональным навыкам). Прошу заметить, что это в особенности относится к выбору репертуара.

Многие родители очень любят пытаться менять его на свой вкус. Поверьте, что работу в разделе III лучше проводить грамотно, а для этого необходимо профессиональное музыкальное образование. Но где вы точно можете помочь, и немало – так это в разделах I и II.

И это было бы просто супер, действительно замечательно, поскольку именно на эти базовые, так необходимые для быстрого развития ребёнка навыки и познания у педагога музыки просто не хватает времени. Дал бы Бог успеть научить тому, что касается профессиональных навыков.

Но музыкальная школа только тогда выполняет свою функцию в полной мере, когда работа ведётся интенсивно именно во всех трёх направлениях, причём я бы сказала, что первые два особенно важны. Процесс становления личности в любом случае имеет приоритетное значение. Тем более, что ещё неизвестно, выберет ли ваш ребёнок музыку своей профессией.

В своих последующих статьях я постараюсь постепенно раскрыть все эти пункты более подробно, но сначала должна обратить ваше внимание на очень важную деталь.

Иллюстрацией к этой статье я взяла картинку из учебника Макарова. На ней изображён ребёнок в виде неоперившегося птенца. Сам он летать ещё не может, но у него есть 2 крыла, одно из которых – родители, а другое – педагог.

Смысл состоит с том, что несогласованные действия этих крыльев неизбежно ведут к падению. Наша же цель – красивый, и, главное – целенаправленный полёт к вершинам мастерства и совершенства! Поэтому согласованные действия родителей и учителя по специальности – жизненно важное условие!

Итак, задача родителей: во-первых, согласовать свою работу с работой педагога, во-вторых, действовать по заранее и чётко составленному плану. Любая мелочь должна быть тщательно продумана, ведь речь идёт о том, что является для вас самым главным, самым важным в жизни.

А наиболее важное заслуживает того, чтобы на него тратили время и силы. В награду вы получите сына или дочь, которыми сможете гордиться всю свою дальнейшую жизнь. Чего я вам от всей души желаю!
Подпись
Жду ваших комментариев


Комментарии

Развитие ребёнка. Мнение проф.Макарова В.Л. — 6 комментариев

  1. Человек настолько многогранное существо, что даже есть поговорка, говорящая о том, что талантливый человек талантлив во всем. Но эти таланты надо развивать с детства. есть даже синдром Маугли. Если ребенка не обучить азам многих наших возможностей до 5 лет, то потом будут существенные проблемы для восприятия чего-то нового. Именно поэтому методика Макарова заслуживает самого пристального изучения и дублирования

  2. Вы наверное живёте в такой стране, где все понимают, что дети – это главное. Поэтому тем профессионалам, которые с ними работают, платят самые высокие зарплаты. Соответственно, именно в педагогические институты сумасшедший конкурс и туда попадают только лучшие из лучших, и вы смело можете доверить им самое дорогое. Тогда всё правильно. Профессионализм – это наше главное достижение во всех сферах, а здесь в особенности. И вы знаете, многие родители именно так и рассуждают, тем более, что это заметно облегчает жизнь. Поэтому я и решила создать этот блог. Чтобы убрать иллюзии. Впрочем, может это только в моей стране так…

  3. Уточните, пожалуйста. Правильно ли я поняла вашу мысль, что родителям достаточно быть собой в присутствии ребёнка — и при этом делать больше с ним им ничего не требуется. Просто доверить его профессионалам в общеобразовательной и музыкальной школах. Так?

  4. я придерживаюсь мнения, что дети отождествляются с поведением родителей, ребенок будет видеть как ценности родителей соединены в них на на словах и на деле. комплексное развитие возможно только с привлечением профессионалов.

  5. Очень интересная тема, Татьяна! Если бы была знакома с Вашими статьями раньше, не сделала бы многих ошибок, отдав своих детей в музыкальную школу!

  6. Татьяна, статья очень интересная и познавательная. Я с Вами полностью согласна,развивать таланты надо с детства, найти то, что ребенок делает с большим удовольствием, а уроки музыки нужны для развития и формирования интелекта. Успехов Вам!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *