Музыкальная грамота в музыкальной школе

музыкальная грамотаМузыкальная грамота в музыкальной школе – это извечная и всеобщая головная боль. Основная проблема очевидна: занятия проходят «с карандашом и резинкой» при значительном отдалении от живого звучания Музыки. Детям это скучно, нудно, сухо, неинтересно.

Ситуация усугубляется тем, что материал изучения нельзя назвать простым. Достаточно пропустить пару уроков (а все дети время от времени болеют) – и ты уже безнадёжно отстал.

Самостоятельно разобраться в этом материале мало кто сможет, да и учебники далеко не у всех есть. Родители же, за редким исключением, помочь не могут в силу своей неосведомлённости в предмете.

Дальше сценарий известный: непонятый материал накапливается, как снежная лавина и в конечном счёте накрывает бедного ученика «с головой» не оставляя надежды выбраться из завала.

Ученик перестаёт ходить на уроки (какой смысл, если всё равно ничего не понимаешь!), а если и ходит, то толку в этом мало: к концу музыкальной школы у многих выпускников подготовка по музыкальной грамоте не превышает уровень третьего класса!

Я знаю, что говорю, потому что лично проверяла это в районных музыкальных школах. Не удивительно, что сейчас теоретики бьют тревогу в поисках выхода из ситуации.

Неизбежно поиски решения приводят к одному-единственному логическому выводу: необходимо совместить теорию с практикой.

Весь материал по музыкальной грамоте необходимо проходить на живых образцах звучащей музыки, любое теоретическое положение должно мгновенно иллюстрироваться звучащим примером. Очень важно создать в сознании учащегося мостик: Слышу – Вижу – Понимаю.

Речь идёт о перестройке всей методики преподавания музыкальной теории. Достойных учебников и методических пособий для музыкальных школ на эту тему либо совсем нет, либо слишком мало и далеко не всем преподавателям теории этот материал доступен.

В создавшейся ситуации логический вывод очевиден: сохранить содержание курса без изменений, но придумать форму усвоения, максимально приближенную к практике. Это – веление времени и это вполне под силу решить каждому преподавателю, ведущему музыкальную грамоту в школе.

Важно учитывать, что слишком часто теоретический материал по программе проходится значительно позже, чем на практике возникает необходимость в его использовании.

Например, доминантовый септаккорд – это материал 5-го класса, а в нотном тексте он встречается чуть ли не с первого года обучения. И что: надо 5 лет ждать, чтобы сообщить ученику как называется гармония, которую он слышит и играет?

Получается, что в процесс изучения музыкальной грамоты должны быть вовлечены не только теоретики, но и (возможно в первую очередь) педагоги по специальности, то есть, диффузия должна быть всесторонней. Только при таком подходе можно добиться результата, который удовлетворит всех.

Недавно в интернете я нашла интересный сайт под названием: «Журнал общества теории музыки». Его координаты: http://journal-otmroo.ru/ . Это общество создано в 2011 году и его цель – содействие развитию и усовершенствованию теории музыки. Здесь публикуются раз в квартал весьма интересные работы.

Одну из них, посвящённую как раз элементарной теории музыки, вы можете скачать здесь: https://yadi.sk/d/LMFtkHJStMULx
Подпись
Жду ваших комментариев


Комментарии

Музыкальная грамота в музыкальной школе — 2 комментария

  1. Да, Татьяна, Вы правильно описали про снежную лавину и завал. В итоге к шестому классу с таким страхом ходят ученики на сольфеджио. Аж жуть. Понятно, что это коллективный предмет, кто-то понял, кто-то недопонял, кто-то вообще просидел-проспал. А когда в одном классе обучаются и пианисты, и народники, и духовики, я считаю, это неправильно.
    Спасибо за ссылку на Журнал Общества теории музыки. Предложу нашим теоретикам, да и сам почитаю.
    Ссылочка с ЯндексДиска не работает, вернее не находит файл.

    • Спасибо вам большое за информацию о неработающей ссылке. Уже исправила. Извините, пожалуйста, сложно за всем уследить…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *