Искусство педализации – это не та тема, в которой родители могут оказать своему ребёнку серьёзную помощь. Разве что напомнить во время занятий, что педалью надо пользоваться, постоянно чувствуя ногой поверхность педальной лапки, не расставаясь с ней.
Нельзя «хлопать» по педали сверху, вызывая тем самым шумовые призвуки в виде стука. Если игра ребёнка сопровождается таким характерным стуком, то следует напомнить ему о том, что это неправильно. Некоторые пианисты даже советовали на начальных этапах привязывать ногу к педали эластичной резинкой!
В остальном же работа над педалью должна проводиться профессионалами, поэтому данная статья адресована именно моим коллегам - преподавателям музыкальных школ по классу фортепиано.
Искусство педализации – одно из главных звеньев в овладении нашим инструментом. Недаром Сергей Рахманинов сказал об этом так:
«Пользоваться педалью учатся в течение всей жизни. Это наиболее трудная область высшего фортепианного образования. Конечно, можно определить основные правила для её использования, и учащемуся необходимо тщательно их изучить. Но, в то же время, эти законы можно искусно нарушать во имя достижения необычных чарующих красок».
Именно основные правила педализации ученик ДМШ должен хорошо усвоить за 7-8 лет обучения. Срок немалый, однако, почему-то педаль всегда являлась самым слабым звеном в игре абитуриентов нашего училища, даже тех, кого можно было назвать сильными, продвинутыми.
Это наводит на размышления и заставляет задуматься о причинах. Лично я пока что вижу в основном две таких причины:
1. Некачественное (особенно в районных и сельских музыкальных школах) преподавание музыкально-теоретических предметов приводит к отсутствию осмысления гармонической основы исполняемых произведений.
В результате во время исполнения нет осознанного прослушивания «вертикали», аккордовых комплексов, которые могут быть охвачены одной педалью.
а) Задача педагога по специальности – связать теоретическую основу, полученную на уроках сольфеджио с практическим звучанием музыкальной ткани в исполняемой музыке.
Необходимо постоянно, в каждом произведении, изучаемом на уроке, акцентировать внимание учащегося на звучании гармонии, приучать его анализировать созвучия, «распознавать» их на слух и, главное, исполнять по-разному.
Начинать эту работу желательно с самого начала, когда в арсенале ученика есть всего два-три аккорда. В любом случае, даже при самом хорошем изложении теории музыки, эти темы проходят значительно позже, чем возникает необходимость владения ими на практике.
Кроме того, только на уроке по специальности есть благоприятная возможность добиться возникновения и закрепления за отдельными аккордами и интервалами определённых образно-ассоциативных связей.
На таком фундаменте намного проще прививать навыки грамотной педализации.
б) Не займёт много времени на каждом уроке по специальности поинтересоваться, какую тему проходит сейчас ученик по сольфеджио и теории музыки. 1-2 коротких вопроса помогут прояснить глубину освоения им материала, после чего стоит напомнить о важности данных предметов и необходимости регулярно их посещать.
Считаю этот момент очень важным, поскольку все теоретики жалуются на частые пропуски их занятий. Сложно проходить новый материал, когда в группе присутствует 30% учеников, приходится одну и ту же тему часто дублировать.
В результате не выполняется учебный план. Нередко в музыкальных школах ученики (и их родители) не считают необходимыми предметы, не связанные непосредственно с обучением игре на инструменте. В связи с этим очень важно:
в) Разъяснять родителям важность теоретических дисциплин, их прямую связь с успехами ребёнка в освоении инструмента, а также с его обще-музыкальным развитием.
Считаю, что эту работу должен проводить именно преподаватель по специальности в силу того, что его предмет имеет для учеников и родителей наибольшее значение.
2. Как правило, процесс черновой работы над произведением (разбор текста, выучивание наизусть, преодоление технических трудностей, бесконечно долгое запоминание и переучивание аппликатуры, штрихов и динамики) приводит к тому, что на педализацию долго не обращают внимания.
В результате на неё так и не остаётся времени, и ученик привыкает педализировать, как попало, интуитивно, без системы, часто приучая свои уши не реагировать на откровенно «грязные» созвучия.
Произведение, исполняемое с педалью и то же самое произведение, но без педали, на самом деле – два абсолютно разных произведения.
Как бы это ни было трудно, но необходимо стремиться к тому, чтобы грамотная педаль изучалась одновременно с текстом. Правда, на этом пути есть ещё один «подводный камень».
Я говорю о хорошо известном явлении, когда педаль, которая прекрасно звучит в подвижном темпе, даёт нестерпимо грязные наслоения при исполнении произведения в медленном темпе, без которого ни на первом, ни на среднем этапе работы не обойтись.
Именно из-за этого многие преподаватели долго не используют педаль, а добавляют её на последнем этапе, когда всё остальное уже выучено. Лично мне такое решение не кажется правильным.
Ученик, привыкнув к определённому звучанию, вынужден полностью менять своё представление о произведении, заново его переосмысливать. Это своеобразный «шок» для ушей.
Я рискну предложить другое решение проблемы, творческое: 1) играть с педалью на всех этапах изучения произведения; 2) не допускать «грязной» педали.
Таким образом, выходит, что в медленном темпе педаль будет одна, а в быстром, возможно, совсем другая. Многие со мной не согласятся, мотивируя это тем, что ребёнок не сможет переучить один раз уже выученную педаль.
Но в том-то и дело, что как можно раньше ученик должен понять, что педаль нужно не столько «учить», сколько «слушать». В связи с этим привычка «по ходу» свободно изменять способ педализации является абсолютно необходимым атрибутом пианиста.
Мне часто возражают, что дети не потянут такой нагрузки, такой сложности, что им не нужна высокая планка, что они учатся «для себя» (то есть, «плохо»), что они не справятся с этим и просто уйдут из школы, а наша первая задача – не потерять контингент.
На это я отвечаю, что дети уходят не тогда, когда с ними работают и ставят высокие требования, а совсем наоборот. Уходят, когда всё слишком легко, задания механические, не творческие, нечётко и не конкретно сформулированные. Именно потому утрачивается интерес и к этой школе, и к музыке в целом.
Педализация – это очень творческая работа, а нормальному ребёнку творческая работа всегда интересна, тем более, когда она связана с азартом преодоления трудностей.
Что касается трудностей в процессе педализации, то они адекватны уровню программных произведений, то есть, полностью под силу ученику.
Вопрос в другом: чтобы ученик «загорелся» желанием играть хорошо, необходимы увлечённость и любовь к своему делу со стороны преподавателя. Тогда и проблем было бы намного меньше, однако, это уже совсем другая история.
Недавно, проверяя папку «Спам», обнаружила замечательный комментарий к этой статье. Не знаю почему он попал в спам. Желая сохранить комментарий и вернуть его на страницу, где ему следовало бы находиться, я кликнула на плашечку «Не спам» — в результате коммент просто исчез. Я очень сожалею о случившемся, приношу извинения автору хотя бы здесь, на блоге (не записала имя и электронный адрес, поскольку не могла даже предположить такого хода событий). И спасибо вам за добрые слова. Если вы прочитаете мой ответ и если при этом будет желание восстановить комментарий — буду признательна.