Аппликатурные принципы в гаммах

аппликатурные принципы в гаммахАппликатурные принципы в гаммах – это совсем не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Прежде всего, это именно принципы, и их не много. То есть, речь совсем не идёт о механическом выучивании наизусть всех этих бесконечных таблиц с изображением гамм с аппликатурой для левой и правой руки! Что, если я предложу вам всего 3 очень коротких правила?

Правило №1: первый палец никогда в гаммах не играет на чёрных клавишах.

Правило №2: пальцы в гаммах всегда играют подряд, без пропусков.

Правило №3: четвёртый палец на протяжении одной гаммы (в одну октаву) играет всего один раз.

Последнее правило можно для себя представить и по-другому. Можно просто запомнить, что в каждой гамме чередуются 2 группы аппликатуры: пальцы «с первого по третий» либо «с первого по четвёртый» То есть «три и четыре», а иногда «четыре и три».

Остаётся лишь определить: в каком порядке эти две группы будут распределяться в данной конкретной гамме. Иногда бывает и так, что в гамме возможны оба варианта: и «три и четыре», и «четыре и три». В этом случае принимается наиболее традиционный вариант, то есть, в правой «три и четыре» вверх, в левой «четыре и три». На пути вниз ситуация изменится на противоположную.

В итоге, главный аппликатурный принцип заключается в том, что аппликатура не вызубривается, а в каждой гамме заново подбирается, основываясь на логике и трёх вышеизложенных правилах. Этот путь – самый короткий и наиболее правильный.

Альтернативой является запоминание определённых «типов» аппликатур для гамм, собранных в несколько групп в соответствии со схожестью аппликатуры, применяемой в них.

Для каждой такой группы заучивается своя аппликатура. Метод заучивания, естественно – зубрёжка. На мой взгляд, это нудно и долго.

Подбирать, основываясь на элементарной логике гораздо интересней, проще и приятней! Конечно, есть небольшие исключения.

Например, в гаммах cis, fis, и gis в мелодическом виде на самой верхней ноте в правой руке берётся после первого пальца не второй, как обычно, а третий. Это просто единственный вариант, который позволяет сохранить естественное положение руки по пути вниз.

Однако не думаю, что эти исключения стоит запоминать специально. Всё достаточно очевидно и логично, просто само собой напрашивается.

Ко всему этому можно добавить, что аппликатура в гаммах никогда не была чем-то раз и навсегда установленным, застывшим и стабильным.

Принцип разбивания аппликатуры на группы «три и четыре» и «четыре и три» был предложен ещё Ф.Э.Бахом, однако вариантов всегда было множество, поиск продолжается и по сей день.

Одна и та же гаммообразная последовательность в разных стилях может иметь абсолютно различное аппликатурное воплощение. Поэтому никогда не стоит проявлять в этом вопросе догматизм.

Хочу напомнить ещё два аппликатурных правила, относящихся уже не к самим гаммам, а к арпеджио.

  1. В коротких арпеджио палец, стоящий рядом с пятым будет четвёртым, если речь идёт об интервале терция, однако мы будем использовать третий палец, если речь идёт об интервале кварта.
  2. В длинных арпеджио важно железно запомнить место первого пальца при игре арпеджио от чёрной клавиши. В правой руке место первого пальца – первая белая, в левой – последняя белая клавиша.

Ну вот, в общем-то, и всё. По-моему, не так уж и много, если вдуматься. Не стоит бояться учить правильную аппликатуру. Это не так и трудно, а нервов сэкономит немало!
Подпись
Жду ваших комментариев


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *